Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.

 

Монахиня Рафаила (Зулина),

храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола

 

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

 

130 лет назад в городе Царевококшайске (ныне — Йошкар-Ола) был окончательно утвержден Богородице-Сергиев общежительный женский монастырь. Это событие произошло в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского 26 октября/8 ноября 1888 года. Обитель получила свое название в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. По промыслу Божиему основательницей, строительницей и первой настоятельницей новоустроившегося женского монастыря стала игумения Маргарита (Дедюхина). В течение многих лет, многими трудами, скорбями, заботами, молитвою она создавала обитель в красоте, с разнообразными мастерскими и службами, с прекрасным монашеским хором за богослужениями, с училищем для девочек. Находились добрые люди, которые помогали подвижнице: одни приносили свои труды, другие — денежные дары, третьи — свои связи, то есть помогали, кто чем мог.

Матушка Маргарита, в миру девица Пелагия Тимофеевна, родилась около 1839 года в городе Сарапуле Вятской губернии (в настоящее время — Удмуртия) в мещанском семействе благочестивых христианских супругов Тимофея Васильевича Дедюхина и его второй жены Анны Григорьевны 1. Брак их состоялся 15/28 мая 1821 года в Вознесенском соборе города Сарапула. Анна Григорьевна была неродной дочерью унтер-офицера Сарапульской инвалидной служащей команды Григория Григорьевича Тарасюка 2. От первого брака у Тимофея Васильевича было два сына: Карп, 1813 года рождения и Иван, 1815 года рождения, скончавшийся в 1846 году. От него осталась дочка Елисавета, родившаяся в 1841 году и взятая на воспитание в семью своего дяди Карпа Тимофеевича. В скором времени после рождения Пелагии в том же 1839 году скончался ее отец, и 37-летняя вдова Анна Григорьевна положила намерение провести дальнейшую жизнь благочестиво и в целомудрии.

Как только Пелагия немного подросла, Анна 1/14 сентября 1841 года вместе с младенцем поступила в Уфимский Благовещенский женский монастырь. В обители сестра Анна вначале проходила различные послушания, а затем трудилась в келарне. Через восемь лет монастырской жизни 18/31 июля 1849 года указом Оренбургской Духовной консистории она была утверждена послушницей Благовещенского монастыря3.

Подобно тому, как Матерь Божия трехлетней юницей была приведена праведными родителями на воспитание в храм Божий, маленькая Пелагия в трехлетнем возрасте, в 1841 году, была приведена своей благочестивой родительницей на воспитание в Уфимский Благовещенский девичий монастырь под покров Царицы Небесной и духовное руководство основательницы обители игумении Филареты (Бычковой). Там она воспиталась, получила образование в монастырском училище, кроме наук, научилась христианским добродетелям, освоила клиросное и рукодельное послушания, управляла хором, была старшей в рукодельной мастерской.

В свое время в речи, сказанной матушке Маргарите на принятие ею игуменства ее духовным отцом священником Иоилем Тихонравовым, было отмечено: «Трехлетним ребенком были Вы приведены под сень святой обители и не испытали ни одной из тех земных радостей, которые доставляет человеку мир в каждом возрасте: младенчестве, детстве, юности и в зрелом возрасте. С совершенной покорностью воле Божией и, конечно, не без тяжелой внутренней борьбы переносили Вы строгую монастырскую жизнь, отметали все прелести мира, пребывая верною сначала тому сердечному обету, который дали Вы Богу лишь в сердце своем, незримо для людей, а потом и принятому Вами торжественному иноческому обету пред лицом Бога и всей Святой Церкви. Можно ли описать, можно ли выразить языком человеческим ту ежеминутную самоотверженную борьбу, которую ведет монахиня и вообще монастырка с врагами своего спасения? Какие заманчивые, сказочные прелести представляет мир, какие сочинения выходят из собственной души, какие скорби наносят люди, какими исхищренными сетями ищет уловить дьявол. И это не временно, промежутками, а ежедневно, ежечасно и ежеминутно, словом — постоянно.

Поэтому нужна постоянная осмотрительность, бдительность, чтобы не впасть в то или другое искушение, предупредительно подставляемое со стороны врагов, в большинстве случаев под личиной друзей.

И блаженны девы те, которые не позволяют смежиться очам своим, не позволяют усыпить себя нежным говором обманчивых вражьих речей, а неусыпно бодрствуют, возжигая в сердце своем священный елей любви Христовой, претерпевают во имя этой любви многоразличные лишения, поношения и нападения с общим именем скорбей. Всевидящее око Господне предусмотрело в сердце Вашего Высокопреподобия этот святой огонь любви Христовой, а потому от юности предуготовляло Вас к возложенному на Вас ныне служению в сане Настоятельницы и Игумении сей святой обители. Для этого в прошедшей жизни Вашей Вы видели примеры мудрых игумений, для этого же споспешествовали им в устройстве новоучреждаемых обителей. В детстве, пребывая в кельях мудрой игумении Филареты, Вы пользовались от нее живыми уроками по управлению монастырем и монашествующими. Эти уроки тем ценнее для Вас, что обитель Уфимская, подобно Вашей обители, была в то время юной, начинающейся обителью. Как игумения Филарета устрояла монастырь с внешней стороны, приспособляя все и до малейшей подробности к условиям монастырской жизни, как вводила она богослужение и церковное пение по чину монастырскому, как поучала и утверждала малоопытных сестер в правилах иноческой жизни, как обращалась она со старшими монахинями, с младшими послушницами, как возбуждала ленивых и поддерживала малодушных, все это Вы видели, из всего этого вынесли полезный урок. Мало того, несмотря на Ваши тогда юные, можно сказать детские, года, Вы были деятельной сотрудницей и помощницей этой старицы. Вы выполняли тяжелую обязанность руководительницы в послушаниях клиросном и рукодельном, в послушаниях, которые, подобно драгоценным камням, украшающим царский венец, служат лучшим украшением всех русских женских монастырей…» 4 .

С 1876 года матушка Маргарита, тогда еще сестра Пелагия, по неизвестным нам причинам проживала в богадельне при Воскресенской кладбищенской церкви города Чистополя.

Начальницей ее была вдова коллежского секретаря Варвара Максимовна Поликарпова, впоследствии игумения Аполлинария. Через два года после поступления матери Маргариты в Чистопольскую богадельню в нее же 15/28 июня 1878 года из Уфимского монастыря перешла ее мама, послушница Анна Григорьевна Дедюхина 5 . Указом Казанской Духовной консистории 29 сентября/12 октября 1878 года начальница вместе с сестрами богадельни, по их согласию, была перемещена в Чистопольский Успенский женский монастырь.

Вместе с сестрами богадельни, по собственному желанию, была перемещена указом духовной консистории 9/22 ноября 1878 года в Чистопольский Успенский женский монастырь и Пелагия, где 4/17 мая 1879-го была определена послушницей, 8/21 сентября того же года, в день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, пострижена в монашество с именем Маргарита 6 . Вместе со всеми сестрами в Успенскую обитель перешла и мама матушки, послушница Анна, которая к тому времени была старушкой 71 года, монастырские послушания не исполняла по слепоте 7 . Основным послушанием монахини Маргариты на новом месте, как и в Уфимском монастыре, было регентство. Поведения в этой обители она была очень хорошего, к монастырским послушаниям способна и усердна 8 .

За время пребывания в монастырях матушка Маргарита в совершенстве освоила церковное чтение, пение, священную историю и катехизис. Указом Казанской Духовной консистории от 24 мая/6 июня 1886 года монахини Маргарита (Дедюхина) и Назарета (Корепанова) были перемещены из Чистопольского монастыря в Царевококшайск. Первая стала смотрительницей местного богадельного дома, а вторая — ее помощницей 9 . К этому моменту старанием строителя богадельни игумена Вениамина (Аверкиева) было завершено строительство двухэтажного деревянного корпуса, куда и заселились новоприбывшие монахини. Им же была начата постройка второго двухэтажного корпуса с домовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского (впоследствии — игуменский корпус) 10 , которую продолжила матушка Маргарита. Так, Промыслом Божиим суждено было монахине Маргарите стать смотрительницей богадельного дома в городе Царевококшайске, а после открытия Царевококшайского Богородице-Сергиева черемисского женского монастыря она была назначена его настоятельницей. В городе Казани по благословению Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Казанского и Свияжского, 6/19 ноября 1888 года матушка была возведена в сан игумении 11 епископом Кириллом (Орловым) 12 , проживавшим в ту пору в Раифской Богородицкой пустыни на покое. Матушке Маргарите была вручена игуменская грамота.

Приходская Входоиерусалимская церковь города Царевококшайска со всем ее хозяйством была передана в ведение монастыря. Со своей каменной оградой, она оказалась в центре обители, а весь монастырь был обнесен оградой деревянной.

Домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была достроена и торжественно освящена 1/14 сентября 1888 года по благословению епархиального начальства настоятелем Раифской Богородицкой пустыни игуменом Вениамином13, много потрудившимся в должности строителя. Престольный праздник в обители отмечался 25 сентября/8 октября — в день преставления преподобного Сергия (1392).

При монастыре было открыто училище для девочек, некоторые сиротки и отроковицы из беднейших семейств жили при нем. Так, на начало 1889 года, в училище обучалось 18 учениц, из них 16 жили при монастыре и две крестьянские девочки приходили из своих семей. Черемисских девочек было 10 14 . Монастырское училище со временем переехало в новое, более обширное здание, находившееся на хозяйственном дворе, количество учениц увеличилось с 18 до 64, из которых было 34 мари и 30 русских 15 . Само училище содержалось на средства обители, а законоучитель и учительница получали содержание от земства 16 .

Старанием игумении Маргариты 28 февраля/13 марта 1891 года монастырь получил архиерейское благословение на строительство вокруг обители с трех сторон каменной ограды, которая и была возведена на средства монастыря и благотворителей за 4 года. Высота ее была 4½ аршина (3,2 м), кладка в 3 кирпича, длина 300 сажень (639 м) с двумя воротами: одни восточные — въезжие, а другие — северные. Главный вход — Святые врата — располагались с северной стороны. Еще были «черные» ворота, которые, как и въезжие, находились с восточной стороны. С южной стороны монастырь был обнесен высоким деревянным забором такой же высоты, как и стена17.

За годы управления обителью игумении Маргариты кроме названных зданий на средства разных благотворителей были построены двухэтажный деревянный корпус на каменном фундаменте, где разместилась живописная мастерская 18, 2-х этажный деревянный дом для причта монастыря напротив Святых врат на усадебной земле (360 кв. сажень), пожертвованной в свое время чиновницей Малининой 19, каменный одноэтажный флигель при Святых вратах, где размещались вратница и церковницы20, хлебопекарня в трапезном корпусе21 . В 1894 году был выстроен одноэтажный деревянный, на каменном фундаменте, дом с мезонином, куда было перемещено монастырское училище22 , а в бывшее здание училища перемещена больница на 5 коек, которая содержалась монастырем, а медикаменты предоставлялись земством. Больница, таким образом, находилась за оградой обители, для обслуживания больных приходил фельдшер городской земской больницы23.

В 1896 году был построен деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, корпус размером 12x5 сажень, в котором разместились кельи сестер и читальная комната 24 . На хозяйственном дворе были устроены деревянный одноэтажный дом, одну половину которого занимали скотницы, а другая служила странноприимной 25 , два небольших деревянных флигеля, в одном из которых расположилась молочная, в другом — скотницы 26 .

В двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1889 года по благословению епархиального начальства, ходатайству и старанием настоятельницы, благочинным монастырей Казанской епархии игуменом Амвросием (Булгаковым), настоятелем Сурского Михаило-Архангельского черемисского мужского монастыря в обители был совершен первый иноческий постриг 14 послушниц 27. А 15/28 апреля 1890 года в стенах монастыря впервые прозвучали монашеские обеты, состоялся монашеский постриг Магдалины (Большаковой), Вриены (Рогожкиной), Анатолии (Колесниковой).

Постриг совершил тогдашний настоятель Царевококшайской Мироносицкой пустыни игумен Макарий28. При пострижении монахини дали обеты Богу пребывать всю свою жизнь в послушании, нестяжании и целомудрии, получили новые имена в ознаменование того, что они умерли для этого мира и родились для иного (вечного) мира.

За 13 лет управления обителью игумения Маргарита практически полностью наладила хозяйство монастыря. Были устроены швейная, белошвейная, золотошвейная, живописная, ковровая, чеканная мастерские, разведены сад, цветники, огороды, имелась лесная дача со своими службами. На скотном дворе сестры трудились в коровнике, овчарне, лошадной, птичнике. Имелись каретник, сараи, погреба, ледник, амбары, хлебная, квасная, своя просфорная, где сестры выпекали просфоры не только для своего монастыря, но и для городских храмов, обучали выпечке просфор благочестивых мирянок29.

Игумения Маргарита ввела в обители чтение Неусыпаемой Псалтири30. Число сестер к началу 1899 года возросло в четыре с лишним раза и составляло: 8 монахинь, 32 инокини, 121 послушница, 10 девочек-учениц монастырского училища из бедных семей, проживающих в монастыре полностью на его содержании. Всего на тот момент в обители проживали 172 сестры31. Число прихожан монастырского храма не уменьшалось, а увеличивалось 32. Клиросное пение было налажено умилительное, монашеское, что имело немалое значение.

Основной монастырский Входоиерусалимский храм не вмещал всех молящихся, и матушка настоятельница решила расширить его, испросив на то благословение епархиального начальства. Сколько сил, забот, молитвенных воздыханий и слез было потрачено строительницей при этом богоугодном деле, знает один Господь. Всего три месяца не дожила мать Маргарита до освящения обновленного и расширенного Входоиерусалимского храма.

Сохранилось письмо-обращение игумении Маргариты к боголюбивым благотворителям, написанное в то время, когда она была озабочена проблемой внутреннего убранства монастырского храма после его расширения. Оставались считанные месяцы до ее блаженной кончины, а матушка неустанно трудилась и несла свой игуменский крест до последнего дыхания.

Мать Маргарита писала: «В городе Царевококшайске, в самом глухом краю Казанской губернии, населенном исключительно бедными инородцами-черемисами, возникла в 1886 году женская обитель, именуемая в память явления Божией Матери преподобному Сергию Богородице-Сергиевским женским монастырем. Многие монастыри обеспечены, где не нуждаются и в сборе и имеют все потребное для жизни. Наша же обитель и по сие время — за 14 лет своего существования, принуждена нести все лишения в достатке средств, принуждена бороться ежедневно даже из-за куска насущного хлеба. Сестры несут на себе все работы, и домашние, и полевые, трудятся в поте лица, как обыкновенные хлебопашцы-труженики, в русских лаптях и одеждах своего же рукоделия. Пришедшие с разных концов, полагают все свои силы, здоровье для блага избранной обители и в молитве находят единственное себе утешение. Где же, как ни в храме снискать себе облегчение в трудные минуты бренной нашей жизни, и вот главная забота наша об этом ли храме?

Бывшая приходская церковь служит монастырским храмом.

Она была очень мала и ныне вновь расширена усердием доброхотных дателей. Малая лепта, приносимая жертвователями, составила сумму, благодаря которой храм был расширен, работы по постройке вчера закончены. Так монастырь должен еще уплачивать 1000 рублей, а кроме того, внутри храм представляет печальный вид: виднеются одни лишь голые стены, некрашеные живописью, в боковых приделах стоят простые деревянные иконостасы, не украшенные ни резьбой, ни позолотой, нет и икон в них. На все это нужны материальные средства, в которых обитель крайне нуждается. Кто может понять скорбь нашу? Кто протянет нам руку помощи? Это чуткие сердцем, сострадающие ближним. Помогите православные братья и сестры о Господе своею посильною лептою»33.

Торжественное освящение обновленного и расширенного Входоиерусалимского храма состоялось 21 ноября/4 декабря, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1899 году 34 . Вспомним, что, когда 3-х летним ребенком матушка переступила монастырский порог, это оказалось началом ее служения Богу в стенах обителей. Итог ее жизненного пути также связан с праздником, когда Матерь Божию ввели в храм. Игумения Маргарита совсем чуть-чуть не дожила до торжества, для осуществления которого приложила все свое старание, умение, все свои силы, и скончалась, оставив обитель вполне благоустроенной, с прекрасными храмами, причем вновь обновленный храм был на тот момент самым обширным в городе. Торжество освящения церкви возглавил тогдашний настоятель Мироносицкой пустыни игумен Пантелеимон (Рожновский)35, впоследствии митрополит.

Скончалась первоначальница Царевококшайской обители, великая труженица игумения Маргарита шестидесяти лет от рождения — 26 июля/8 августа 1899 года, в день памяти священномученика Ермолая, великомученика и целителя Пантелеимона — «истинного учителя», как поется ему в кондаке, и была погребена в ограде монастыря. Духовное начальство при жизни ценило труды доброй настоятельницы, в 1896 году 14/27 мая матушка была награждена золотым наперсным крестом36 , а в 1898 году указом духовной консистории 28 ноября/11 декабря — медалью в память царствования императора Александра III37.

В конце августа 1899 года Богородице-Сергиев монастырь посетил Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский. С глубоким интересом архипастырь обозревал обитель. Обязанности настоятельницы на тот момент временно исполняла казначея монастыря монахиня Магдалина (Большакова), она и встречала вместе со всеми насельницами своего Владыку, сказав при этом приветственное слово: «Радостно встречает обитель Ваш благословенный и так давно ожидаемый приход, но скорбь объемлет сердца наши при виде, что нет с нами нашей незабвенной матери, почившей игумении Маргариты, которая всегда с таким восторгом ожидала дня Вашего прибытия: ее заботою была приготовлена сия икона, которую я и осмеливаюсь преподнести Вам, Ваше Высокопреосвященство, и смиренно прошу милостиво принять ее и благословить живописный труд сестер для дальнейшего его процветания». Высокопреосвященнейший Арсений, с благодарностью приняв поднесенную ему икону и глубоко ценя труды по устройству монастыря скончавшейся игумении Маргариты, отслужил по ней панихиду, после которой в назидание сестрам сказал глубоко трогательное поучение38. Второй игуменией святой обители стала Магдалина (Большакова), а на смену ей пришла игумения Серафима (Фролова).

При последней, после революции 1917 года, монастырь постепенно разорялся безбожной властью. Насельницы его одна за другой, вынужденно, покидали стены родного дома-обители, в 1921 году монастырь был полностью закрыт39 Теперь сестер ждали скорби и уничижения, некоторых — аресты, тюремные заключения и ссылки. Части из них был уготован и мученический венец. Примечательно, что некоторые из матушек, отбыв лагерное заключение, вернулись в Йошкар-Олу и, невзирая на все испытания, какие им послал Господь, оказались долгожительницами. Например, послушница Вера Бахтина шесть лет провела в Локчимском лагере НКВД СССР, находившемся в Коми АССР, в войну вернулась из заключения, скончалась 26 февраля 1971 года, имея от роду 91 год. Последнее время перед переходом в вечность она жила на улице Первомайской в доме № 8040.

Матушки-изгнанницы, неся свой жизненный крест в трудах и скорбях ради Христа, скучали по монастырской жизни и верили, что Богородице-Сергиева обитель обязательно откроется вновь. К сожалению, ни одна из них не дожила до возрождения родного монастыря. Надеемся, что на святой земле, покрытой их потом и молитвенными слезами, где когда-то стояла обитель, вновь будет возноситься молитва о всем мире и о упокоении основательницы святой обители игумении Маргариты со всеми почившими ее сестрами. Вечная им память!

 

Примечания:

1 ГАКО, ф. 176, оп. 2, д. 1304, л.132 об. – 133.

2 ЦГА УР, ф. 445, оп. 1, д. 13, л. 18 об. – 19.

3 ГА РМЭ, ф.165, оп. 1, д. 347, л.120 об. – 121.

4 Речь, произнесенная духовным отцом новопоставленной игумении священником Иоилем Тихонравовым // «Известия по Казанской епархии». —1889 — № 5. — С. 79.

5 ГА РМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 347, л. 120 об. – 121.

6 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 37, л. 5 об. – 6.

7 ГА РМЭ, ф.165, оп. 1, д. 347, л. 120 об. – 121.

8 ГАРМЭ, ф. 165, оп. 1, д. 347, л. 114 об. – 115.

9 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 23, л. 5 об. – 6.

10 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 18, л. 5. – 5 об.

11 ГА РМЭ, ф.86, оп. 1, д. 37, л. 5 об. – 6.

12 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 35, л. 4.

13 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 19, л. 30 – 30 об.

14 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 23, л. 16.

15 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 44.

16 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 23, л. 2 об.

17 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 1 об.

18 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 2 об.

19 Там же.

20 Там же.

21 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 2.

22 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 36, л. 2 об.

23 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 73, л. 3 об.

24 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 2.

25 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 2 об.

26 Там же.

27 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 19, лл. 76–78.

28 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 19, л. 160 – 160 об.

29 ГАРМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 73, л. 7 об.

30 ГАРМЭ, ф. 86, оп.1, д. 23, л. 15 об.

31 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 39, л. 3.

32 ГАРМЭ, ф. 80, оп. 1, д. 146, л. 29 и д. 187, л. 35 об.

33 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 35, лл. 15–16.

34 Освящение храма в Царевококшайской женской обители. // «Известия по Казанской епархии». 1899. № 24. — С. 1091-1095.

35 Там же.

36 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 37, л. 5 об.–6.

37 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 51, л. 64.

38 Архипастырское путешествие Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского, по приходам луговых черемис Царевококшайского уезда. 20–26 августа 1899 года. // «Известия по Казанской епархии». 1900. № 1. — С. 26.

39 ГА РМЭ, ф. 86, оп. 1, д. 92, л. 29 об.

40 Отдел ЗАГС г. Йошкар-Олы. Запись акта о смерти №162 от 1.03.1971 г.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
53

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
56

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края
23.05.2024
82

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2013 г.   AПAEBA Стелла, ВОЛКОВА Татьяна, студентки 1 курса Йошкар-Олинского медицинского колледжа   Просветительская

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
763
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
571
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
566
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Все новости