Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2013 г.

 

AПAEBA Стелла, ВОЛКОВА Татьяна,

студентки 1 курса Йошкар-Олинского

медицинского колледжа

 

Просветительская деятельность Братства святителя Гурия на территории Марийского края

 

В середине XIX века духовное просвещение марийцев проходило с большим трудом. Большинство жителей Марийского края придерживалось языческих верований, святое крещение приняла лишь небольшая часть населения. Надо сказать, что такая ситуация наблюдалась не только в Марийском крае, но и на территории всего Поволжья. В этих условиях заметную роль в распространении христианства среди поволжских народов Казанской епархии во второй половине XIX века сыграло православное общество — Братство святителя Гурия.

Следует отметить, что просветительская деятельность Братства святителя Гурия остается малоизученным эпизодом в истории Православной Церкви в Марийском крае. Однако, как представляется, она заслуживает большего внимания, так как именно в деятельности этого общества были реализованы те методы и формы миссионерской работы, которые в дальнейшем были признаны наиболее эффективными в деле духовного просвещения народов, и не потеряли своей актуальности по сей день.

Первые учредители Братства (в школе 18 человек) так мотивировали потребность его учреждения в своём прошении к Архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию от 20 апреля 1867 года: «Примечая мало успешность усилий православного духовенства как в распространении и уяснении христианской веры между инородческим населением Казанской Епархии, так и в борьбе его с расколом и невежеством простонародья, и, видя живое сочувствие и готовность многих членов православного общества жертвовать своим досугом, трудом, опытностью и вещественными средствами в пользу православия, мы предлагаем учредить Братство из всех ревнителей благочестия, по примеру того, как это делалось (делается и теперь) в некоторых западных губерниях Империи». Исходя из этого события, предшествующего дню открытия Братства, становится понятно, что оно возникло при условиях во многих отношениях благоприятных для его будущей судьбы и деятельности.

Торжественное открытие Братства произошло 4 октября 1867 года. Названо же оно было в честь архиепископа Гурия, первого просветителя Казанского края, так как Братство поставило своей задачей продолжение его миссионерской деятельности. Поэтому открытие ею приурочено было к 4 октября — дню обретения мощей Святителя.

У Братства святителя Гурия были вполне конкретное цели, которые определялись следующим образом. Во-первых, содействие утверждению в православной вере крещеных инородцев, воспитание детей их в духе православия. Во-вторых, содействие распространению святой веры Христовой между иноверным населением Казанской епархии. В-третьих, вразумление отпадающих и заблуждающихся членов Православной Церкви. В-четвёртых, забота о нуждающихся членах Православной Церкви из инородцев, оказание им нравственной и материальной поддержки.

Из методов утверждения Православия среди инородцев Братство святителя Гурия избрало:

организацию братских школ, в которых дети могли получать элементарные знания посредством использования родного языка и сохранять элементы традиционной культуры, христианско-воспитательную и миссионерскую деятельность, как среди учащихся братских школ, так и среди населения близлежащих деревень, которое привлекалось к участию в церковных службах и праздниках; организацию перевода книг духовного и учебного содержания на марийский язык, их издание и распространение среди марийцев.

Самым эффективным методом утверждения православия среди инородцев стало учреждение братских школ по типу Казанской крещено-татарской школы, открытой Н. Ильминским и В. Тимофеевмм в 1864 году. В 1867 г. эта школа выпустила первых своих учеников (4 мальчиков и девочку), которые и стали учителями братских школ. По словам современников, маленькие братские школы были как бы колониями Казанской крещено-татарской школы, являвшейся центральной школой.

Важно отметить, его Братство открывало свои школы там, где не было ни земских, ни министерских учебных заведений. В братских школах дети могли получать элементарные знания посредством использования родного языка и сохранять элементы традиционной культуры. Такие школы содержались за счёт Братства, поэтому обучение в них обходилось для учеников в 2-3 раза дешевле церковно-приходских; в ряде случаев обучение велось на бесплатной основе.

Братские школы с самою начала имели христианско- воспитательное направление. Главными предметами обучения в них были Закон Божий, чтение священных книг, пение церковных молитв на родном языке, церковнославянский язык. В школах Братства совершались и церковные службы, в которых непосредственное участие принимали учащиеся: они читали Священное Писание, пели в xope, прислуживали в алтаре. В престольные праздники в школы на торжественные службы приходили крестьяне из ближайших деревень.

Следует отметить, что учреждая школы, Братство святителя Гурия придерживалось не только христианско-воспитательного направления, но и миссионерского, состоящею в «некотором влиянии их на развитие христианских понятий и сочувствия к христианству в старших поколениях инородцев». А учителя школ должны были быть не просто передатчиками детям элементарных знаний, но и распространителями веры Христовой.

Учебный процесс в братских школах строился по системе Николая Ивановича Ильминского, одного из основателей Братства: на I-м отделении (2 года обучения) преподавание велось исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На II-м отделении (2 года обучения) русский становился языком преподавания. Таким образом, братская школа была четырехлетним учебным заведением. Сам Николай Иванович утверждал, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев, которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории, и внушило бы им уважение к свидетельствам достоверным.

Устав Братства предусматривал распространение книг на родных языках нерусских народов, поэтому огромную роль в деле систематизации переводов и печатания богослужебных и других христианских книг на «инородческие› языки сыграла Переводческая комиссия, которая была учреждена при Братстве в 1875 году. Первым ее председателем был Н.И. Ильминский.

За 50 лет существования Братства святителя Гурия Переводческой комиссией было издано на марийском языке 114 книг. Для всех этих переводов были характерны системность, доступность, учет и сопоставление родной и русской речи, опора на живой разговорный язык.

При этом следует иметь в виду, что большинство изданий раздавалось бесплатно, с миссионерско-просветительской целью. Кроме того, именно благодаря Братству святителя Гурия и его Переводческой комиссии впервые в сравнительно большом количестве на разговорных языках местных народов были составлены и опубликованы тексты церковных служб, молитв, Евангелия, а также комментарии к ним. Поскольку родные языки многих «инородческих» народов были только разговорными и не имели письменности, русские миссионеры создали для них письменный язык с алфавитом, разработанном на основе кириллицы. Более того, для нерусских народов Поволжья, члены Переводческой комиссии составили грамматики и словари, подготовили сборники учебных текстов.

Так, например, диакон Козьмодемьянского уезда Иван Кедров составил учебник, который назывался ‹Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения›.
Совет Переводческой комиссии постановил: ‹Издать на средства Братства этот учебник, обозначив на книге «Издание Братства святителя Гурия». Этот учебник был издан тиражом в 1200 экземпляров. По распоряжению Совета Братства половина тиража была передана братчику, мировому посреднику Л.А. Износкову для раздачи учащимся в училищах и школах марийским детям; другая половина тиража была передана И. Кедрову. В основном по этому учебнику занимались ученики братских школ, которые находились на территории нынешнего Горномарийского района.

Братство святителя Гурия сыграло значительную роль в духовном просвещении марийского народа, показав пример действенности частной инициативы в этом важном деле. Поставив своей целью утверждение в православной вере крещеных инородцев, распространению святой веры Христовой среди иноверцев, в том числе марийцев-язычников, оказание нравственной и материальной поддержки нуждающимся инородцам, Братство активно занималось культурно-просветительской и миссионерской работой. В целом, деятельность Братства происходила с опорой на национальный компонент в школьном обучении и религиозном просвещении.

Поставив перед собой задачу утверждения православной вере через учреждение инородческих школ, Братство

 

святителя Гурия достигло желаемых результатов. О качестве полученных знаний свидетельствует тот факт, что выпускники братских школ могли успешно сдавать вступительные экзамены в школы высшего типа, как например, это сделал Cepгeй Чавайн.

Таким образом, можно говорить о положительных результатах просветительской деятельности Братства святителя Гурия в Марийском крае, успешность которой была обусловлена новым отношением к нерусским народам, признанием значимости их языка и культуры в духовном образовании.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
97

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
77

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
81

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
877
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
633
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
611
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости