Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Выдающиеся марийские миссионеры

Выдающиеся марийские миссионеры

Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский (1867-1879). Обращал особое внимание на миссионерскую деятельность. Основал несколько миссионерских обителей, в числе которых Сурский Михаило-Архангельский мужской и Свято-Троицкий женский монастыри в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии. Учредил газету «Известия по Казанской епархии» и Братство святителя. Гурия (1867), известное своей просветительской деятельностью. Из ученых трудов Владыки наиболее известен учебник «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви», за который в 1848 г. он получил степень доктора богословия. Избран почетным членом КДА, МДА и Императорской Академии Наук. Скончался 5 ноября 1879 года, погребен в Рождественском приделе Кафедрального собора Казани.

Вениамин (Пуцек-Григорович), митрополит Казанский и Свияжский – опубликовал ряд трудов (предположительно как ведущий автор и редактор), в которых были впервые описаны грамматики ряда языков народов Поволжья — удмуртов (вотяков), марийцев (черемисов), чувашей — и заложены основы их современной письменности. Под его руководством в Казанской семинарии написаны первые оригинальные стихотворения на языках народов Поволжья, посвященные приезду в Казань императрицы Екатерины II. День 10 декабря, когда в 1775 г. в книжные магазины Санкт-Петербурга поступила в продажу первая марийская грамматика «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка», отмечается в Республике Марий Эл как государственный праздник — День марийской письменности. Скончался в июле 1785 года в Седмиезерной пустыни, где проживал на покое.

Пантелеимон (Рожновский), митрополит Минский и Белорусский – закончил миссионерские курсы при Казанской Духовной академии, в годы учебы в каникулярное время ходил по селам, деревням, разнося Евангелия, крестики, иконки, духовную литературу, пытался переводить богослужебные тексты на языки местных народов. В 1898-1904 годах нес послушание настоятеля Мироносицкой пустыни, с 1900 года в сане игумена. При деятельном участии батюшки Мироносицким монастырем в Казани были напечатаны наставления в Православной вере, последование Божественной литургии, другая духовная литература, составил книгу под названием «Мироносицкая пустынь, именуемая Святым местом», которая также была издана. В 1900 году открыл школу в починке Нердашево, преподавал Закон Божий в Тимеевской школе Царевококшайского уезда. В 1901-м был в числе организаторов Царевококшайского миссионерского кружка, в дальнейшем нес послушание участкового миссионера. Скончался в Мюнхене 30 декабря 1950 года в сане митрополита Белорусского, погребен на местном Менхенговском кладбище.

Аверкий (Бойков), архимандрит. Родился 7.10.1847 г. в д. Савино Царевококшайского уезда Казанской губернии. Занимался миссионерской деятельностью в Волынской (1883-1888), Иркутской (1888-), Владивостокской (1899-1915) епархиях. В 1915 г. поселился в с. Семеновка Царевококшайского уезда Казанской губернии. Был известен как человек высокой духовной жизни: за советом и наставлением к нему обращалось множество мирян и священнослужителей, насельники ближних монастырей. Скончался 10 июля 1918 года, погребен за алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка. Могила сохранилась до настоящего времени и почитается верующими.

Серафим (Бакланов), игумен – настоятель Мироносицкой пустыни в 1904-1916 годах. 28 мая 1914 года советом Братства святителя Гурия во внимание к усердным миссионерским трудам игумену Серафиму было присвоено звание почетного миссионера по Царевококшайскому уезду. Скончался в феврале 1916 года в Мироносицкой пустыни.

Преображенский Ксенофонт, протоиерей служил в Воскресенском соборе Царевококшайска (1866-1867), храмах сел Цибикнур (1867-1871), Шиньша (1871-1877), Морки (1877-1914). Известен ревностным пастырским и учительским служением, просвещением местного населения. По словам очевидца, благотворное влияние школ выражалось и в том, «что учащиеся, а также и окончившие курс, держали себя сравнительно с не учащимися лучше, степеннее и почтительнее к старшим, при встрече с ними снимали шапки и кланялись, а при встрече со священником считали долгом подойти под благословение; делались любознательнее, любили читать из библиотеки для внеклассного чтения духовно-нравственные, исторические и другие сочинения». Занимал должности помощника благочинного (1878-1884), духовника 2-го благочиннического округа Царевококшайского уезда (1874-1884, 1910-1914), благочинного (1884-1910). Отмечен орденами святой Анны 3-й (1892) и 2-й (1902) степеней, святого Владимира 4-й степени (1908), медалями в память Императора Александра III, в честь 25-летия церковных школ, 300-летия Дома Романовых. Скончался 13 января 1919 года в селе Морки, будучи за штатом.

Рождественский Михаил, протоиерей служил в храмах сел Петровское Царевококшайского уезда (1852-1854), Малый Сундырь (1854-1878), Троицкой церкви города Козмодемьянска (1878-1897). Известен ревностным пастырским и учительским служением, просвещением местного населения. Нес послушания благочинного 1-го округа Козьмодемьянского уезда (1869-1897), попечителя земских училищ Козьмодемьянского уезда (1878-1897), председателя Козьмодемьянского уездного отделения епархиального училищного совета (1888-1897), члена законоучительского совета (как составивший программы уроков по Закону Божию для школ Казанской епархии), миссионера по Козьмодемьянскому и Чебоксарскому уездам. Активно участвовал в деле открытия Сурского Михаило-Архангельского мужского монастыря, Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря. Награжден орденами святой Анны 3-й (1883) и 2-й степени (1890). Скончался 22 августа 1897 года в Козьмодемьянске.

Вишневецкий Павел Иванович, священник. Служил в церкви вмч. Димитрия Солунского с. Новые Параты (1839-1869). Вел активную просветительскую и педагогическую деятельность, открыл в селе школу для крестьянских детей. Перевел на луговой марийский язык книгу митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова) «День святой жизни» (1861). Своих прихожан неустанно поучал богоугодной жизни, ограждая от суеверия и языческих заблуждений. Скончался 31 января 1869 года, погребен в ограде храма села Новые Параты.

Гусев Епифаний, священник. В октябре 1862 года утвержден членом-корреспондентом по изданию «Вятских епархиальных ведомостей», которые выходили с 1863 года. В 1838 году «за обращение черемис к Православной Церкви» удостоился архипастырского благословения, в апреле 1864-го и феврале 1865 годов за пастырскую заботливость в назидании прихожан – благодарности епархиального начальства. Скончался в мае 1869 года в селе Сернур.

Кроковский Михаил, священник – служил в храмах сел Пертнуры (1832-1841) и Еласы (1841-1864). Известен ревностным пастырским и учительским служением. Занимался переводческой деятельностью, совершал богослужения на марийском, используя при этом собственные переводы молитв. Переводил на марийский богослужебные тексты и поучения церковных авторов, составлял школьные учебники, собирал этнографические и фольклорные материалы, написал статью «Этнография горных черемис, обитающих в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии» (1849). Среди других трудов «Черемисская грамматика», «Образцы народной словесности и местных наречий, употребляемых Казанской губернии Козьмодемьянского уезда в селе Чермышеве» (1852). «Словарь черемисского языка горного наречия» (1853). Является автором одной из первых работ по истории Спасо-Юнгинского монастыря, опубликованной в «Казанских губернских ведомостях» в 1849 году. 14 октября 1836 года за усердное попечение об утверждении черемис в вере удостоен архипастырской признательности, 31 октября того же года за ревностные труды в проповедании слова Божия на черемисском языке награжден набедренником. Скончался 3 апреля 1864 года, погребен на кладбище села Еласы.

Николаев Антоний, священник – служил в храмах сел Нурма (1898-1902), Малый Абаснур (1902-1907), Кузнецово Царевококшайского уезда (1907-1912), Входо-Иерусалимской церкви Царевококшайска (1912-1918). Известен пастырской и преподавательской деятельностью, миссионер. Участник съезда духовенства черемисских приходов Казанского и Царевококшайского уездов Казанской епархии, проходившего в 1910 году по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского) в Седмиезерной пустыни (1910). Знал марийский язык, что применялось им и в богослужебной практике, когда, начиная с 1913 года, в ходе Всенощных бдений и Литургий во Входо-Иерусалимской церкви некоторые возгласы священника звучали по марийски. Расстрелян царевококшайской ЧК 11 сентября 1918 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности.

Померанцев Иоанн, священник – служил в храмах сел Малый Сундырь (1807-1826) и Кожважи (1826-1845). Перевел на горномарийский язык Евангелие от Марка и несколько апостольских посланий (1819). В январе 1822 года основал в собственном доме одну из первых в Козьмодемьянском уезде сельских школ, где обучение основам Православной веры, чтению, письму и счету велось на родном для учащихся языке. Скончался 13 сентября 1845 года, погребен в ограде храма села Кожважи.

Родионов Христофор, священник – служил в храмах сел Новая Липша (1916-1925), Паратмары (1925-1930), Еласы (1930-1937). Нес послушания учителя и законоучителя. Собирал исторические и фольклорно-этнографические материалы, которые оформил в виде рукописей, где содержались сведения о хозяйственных занятиях, культуре и быте горных марийцев (этнографическое описание обряда проводов в армию, данные о традиционной марийской одежде, обуви, пище, размышления о причинах курения марийцами табака). Переводил духовную литературу, примером чему служит работа «Новое чудесное исцеление параличной больной по предстательству преподобного Тихона Калужского Чудотворца на черемисском языке на горном наречии». Скончался в Локчимских лагерях Коми АССР 24 февраля 1942 года.

Троицкий Иоанн, священник – служил в храме села Ронга (1852-1876). Член братства свт. Гурия Казанского, участник работы над русско-черемисским словарем. Скончался 27 января 1876 года в Казани.

Яковлев Гавриил, священник – служил в храмах сел Шиньша (1875-1905) и Арино (1905-1912). Нес послушание учителя и законоучителя сельских школ и училищ. Занимался составлением славяно-русско-марийского словаря, выпустил первый букварь на луговом марийском языке. Среди переведенных им книг «Краткий катехизис на горно-черемисском наречии» (1871), «Краткая священная история на горно-черемисском наречии» (1871), «Священная история Ветхого Завета на луговом наречии черемисского языка» (1873), «Священная история Нового Завета на луговом черемисском наречии» (1875), «Крещение на Руси» (1884), «Божественная литургия св. Иоанна Златоустого» (1885), «Требник на луговом наречии черемисского языка» (1886). Известен как религиовед и этнограф, изучал языческие верования марийцев, их устное народное творчество. В 1887 году издал книгу «Религиозные обряды черемис», которая получила высокую оценку современников. Награжден орденом святой Анны 3-й степени (1902). Скончался 21 ноября 1912 года, погребен в ограде храма села Арино.

Ястребов Михаил, священник. Служил в храмах сел Пайгусово (1840-1868), Малая Юнга (1880-1882), Еласы (1882-1885) (ныне Горномарийского района), в Ядринском уезде (ныне Республика Чувашия). В 1852 году перевел на горномарийский язык изложение Символа веры (русский текст Муравьева), в последующее время вместе со священником Михаилом Кроковским — книгу «День святой жизни» митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), которая в 1858 году была напечатана. Дата и место кончины отца Михаила не известны.

Кедров Иоанн, диакон – служил в храме села Малый Сундырь. Способствовал подготовке к изданию букваря горномарийского языка под названием «Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения», принятого Братством святителя Гурия для использования в горномарийских школах. Дата и место кончины не известны.

Герасимов Михаил. По благословению приходского священника поселился в лесу, неподалеку от устья реки Суры, где вел аскетическую жизнь. Проповедовал православную веру в окрестных деревнях, обучал местных жителей грамоте, в 1866 году открыл школу в деревне Цыганово. В 1861 году обратился с ходатайством о разрешении на открытие в Козьмодемьянском уезде Сурского Михаило-Архангельского монастыря, был включен в комитет по его строительству, после открытия обители поступил в данный монастырь в качестве послушника. Содействовал образованию в Козьмодемьянском уезде Вершино-Сумского Введенского женского монастыря, при котором прожил несколько лет. Перед кончиной в 1893 году вернулся в Михаило-Архангельский монастырь, где и был похоронен. Внес большой вклад в религиозное просвещение горных мари, в распространение грамотности среди местного населения, обучив, по разным оценкам, до 4000 человек.

Дмитриев Петр, миссионер, сотрудник Братства святителя Гурия. Ходил с проповедью Слова Божия по селениям и приходам луговых мари Казанской губернии Козьмодемьянского уезда (Арда, Озерки, Отары, Юксары, Коротни, Актаюж и др.). Распространял книги на марийском языке. Дата и место кончины не известны.

Золотницкий Николай, общественный деятель, педагог, этнограф, лингвист. В 60-70 гг. XIX века вел активную профессиональную деятельность, способствовал развитию культуры и просвещению народов Поволжья. В ряде его трудов рассматриваются вопросы развития истории, культуры, религии, языка марийского народа. Среди них «Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречениями разных народов тюркского, финского и других племен (1875), где есть раздел «Происхождение названия черемис», книга «Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис» и другие. Скончался в 1880 году.

Износков Илиодор — математик, этнограф, инспектор и директор народных училищ Казанской губернии, сотрудник Священного Синода. Целый ряд его книг и статей связан с историей миссионерства в Марийском крае. К их числу относятся «Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края: (Черемис и чуваш)» (1893-1895), «По поводу предстоящего развития просветительской и миссионерской деятельности в Казанской губернии» (1895), «Инородческие приходы Казанского уезда» (1897), «Об инородческих школах с миссионерским направлением» (1897) «Инородческие школы братства св. Гурия» (1901). Большую часть статей опубликовал в «Православном благовестнике».

Ильминский Николай. Работал в Казанской Духовной академии, Казанском императорском университете. Создал систему образования для малых народов России, узаконенную царским правительством в Правилах от 26 марта 1870 года «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». Школы, работавшие по методике Ильминского, стали новым этапом в деле просвещения марийского народа. Один из основателей «Братства святителя Гурия» (1867), где возглавлял переводческую комиссию, внес вклад в перевод и издание духовной литературы на марийский язык. Основал Казанскую учительскую семинарию (1872), готовившую учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ, и был первым ее директором. Учительскую семинарию окончили многие известные люди нашей республики, представители духовенства и интеллигенции Марийского края состояли с Николаем Ивановичем в переписке и получали от него дельные советы, как в сфере миссионерства и педагогической деятельности, так и в области духовной жизни. Скончался 9 января 1892 года, погребен возле церкви святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани.

Можаровский Аполлон — духовный писатель, магистр Казанской Духовной академии. Ряд его трудов связан с историей Православия в Марийском крае. К их числу относятся: «Состояние веры новокрещенных инородцев Казанской епархии пред учреждениями миссии 1830 г.» (1879), «Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 год» (издана в Москве в 1880 году), «Ход миссионерского дела в Казанском крае с 1731 года до конца XVIII столетия и его результат» (1887). Статьи его помещались, главным образом, в «Православном Собеседнике». Скончался в 1900 году.

Нурминский Сергий, историк, этнограф, фольклорист, педагог, магистр Казанской Духовной академии. Автор «Букваря для начального обучения черемисских детей русской грамоте» (Казань, 1873), книг и статей религиоведению («Религиозные верования черемис» (1862), «Влияние монастырей на расселение народное в Казанском крае» (1864), «Инородческие приходы» (1863)) и этнографии. Печатался в «Школьной жизни», «Народной школе», «Вятских губернских ведомостях», «Православном обозрении». Скончался в 1914 году.

Анастасий (Кидалашев), игумен. Нес послушание учителя церковно-приходских школ, состоял в переписке с Н.И. Ильминским. Настоятель черемисского Николо-Березовского мужского монастыря Уфимской епархии, после расформирования последней, по имеющимся сведениям проживал в Свияжском Свято-Успенском мужском монастыре. Скончался примерно в 1926 году в Мари-Турекском районе, данных о церковном его служении в 1917-1926 годах не обнаружено.

Альбинский Андрей, протоиерей – служил в храме села Пертнуры Козьмодемьянского уезда, открыл здесь школу, обучал марийских детей на родном языке. По просьбе Библейского общества перевел на горномарийский язык Евангелия от Матфея и Луки, в 1819 году перевел на горномарийский чинопоследование Божественной литургии Иоанна Златоуста. Среди переведенных им священных текстов также два послания к коринфянам, послания к галатам, ефесянам, филиппийцам. По мнению исследователей, данные переводы привлекли внимание к марийскому языку ученых финно-угроведов, послужили стимулом к изучению его грамматического строя. Подготовил и издал краткий катехизис с марийским букварем, «Черемисскую грамматику» (1837). «Большой заслугой А. Альбинского является то, что он впервые в истории марийской письменности привел алфавит в полном виде, чего не было в грамматике 1775 года. Он состоял из 39 букв… Его лингвистические изыскания нужно рассматривать как шаг вперед в развитии марийской письменности» (проф. И.Г. Иванов). Практиковал на приходе села Пертнуры богослужение на марийском языке. Известный краевед С.А. Нурминский писал, что «его богослужение на черемисском языке сильно действовало на сердца черемис. Со всех сторон люди собирались на его служение». Овдовев, поступил в Казанский Зилантов монастырь (1832), затем переведен в Раифскую пустынь (1833), в дальнейшем по дисциплинарным мотивам переведен на поселение в Сибирь, где проживал до 50-х годов XIX века, был запрещен в священнослужении.

Васильев Валериан Михайлович – доктор филологических наук. Автор свыше 250 научных трудов, среди которых «Научная грамматика марийского языка», «Записки по грамматике народа мари», «Материалы по марийской поэтике» и другие. Им впервые был составлен и издан наиболее полный словарь марийского языка («Марий мутэр», 1928), сыгравший большую роль в развитии литературного языка. Значительное место в его научной работе занимала фольклористика. В 1919-1923 годах издал тексты марийских песен («Марийские песни») с нотами. Его именем назван институт, в котором он трудился (МарНИИЯЛИ). Участвовал в работе переводческой комиссии при братстве свт. Гурия Казанского. По окончании семинарии отказался рукоположения в священный сан в пользу научно-преподавательской работы.

Григорий (Постников), митрополит. Был вице-президентом Российского библейского общества, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. С 1 марта 1848 г. на Казанской кафедре. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, которая велась по трем направлениям: среди старообрядцев, мусульман и язычников.

Никанор (Каменский) – архиепископ Казанский и Свияжский в 1908-1910 гг. Преподавал закон Божий в Казанской учительской семинарии, был ректором Казанской духовной семинарии. Известен как автор нравоучительных сочинений.

Большаков Евфимий Архипович, священник. Служил в храме села Арино (1883-). Был законоучителем местного начального двухклассного училища, преподавал Закон Божий в Кутюк-Кинерском училище. В отчетах о состоянии народных училищ говорится, что он выделялся из числа законоучителей усердным исполнением своих обязанностей.

Букетов Феодор Афанасьевич, священник. Нес послушание учителя в различных школах Марийского края, Татарстана, Башкирии и Архангельской губернии. Принимал участие в переводе духовной литературы на марийский язык. В 1919 году рукоположен во священника, скончался в 1923 году.



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
60

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
53

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
56

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
762
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
571
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
566
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Все новости