Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Об особенностях конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях

Об особенностях конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2013 г.

 

СИЛЬДУШКИНА Надежда Евстафьевна, аспирант кафедры психологии человека PГПУ им. А. Герцена, Санкт-Петербург

 

Об особенностях конфессиональной принадлежности марийского этноса в современных условиях

 

Религия в культурной традиции играет важную роль. Она является этнодифференцирующим и этноконсолидирующим признаком. Взаимосвязь культуры этноса и религии оказывает существенное влияние на конкретную историю любого народа. При формировании этноконфессиональной общности особенности вероучения тесно переплетаются с этнической спецификой культуры народа: отдельные элементы религиозного культа приобретают характер этнических признаков и, напротив, этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа.

Понятие «культура› (от лат. cultura — «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») первоначально означало целенаправленное воздействие на человека, его воспитание и обучение. Позднее комплекс значений понятия культура отождествлялся с формами духовного саморазвития общества и человека, определяемыми религиозными законами общественного бытия — как оно проявляется в движении науки, искусства, морали. В эпоху просвещения, с точки зрения немецких философов Канта, Шиллера, Гегеля, культура предстает как область духовной свободы человека с множеством своеобразных типов и форм развития ее в исторической последовательности, образующих единую линию духовной эволюции человечества. С конца XIX века изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии. В настоящее время в рамках психологической науки культура — базовое понятие кросс-культурной психологии.

При характеристике этносов, изучении их культур исследователи в большинстве случаев учитывают их религиозную принадлежность.

Народ мари (прежнее официальное название — черемисы) — коренное население Республики Марий Эл. Из заметок летописцев, историков, этнографов XVIII и XIX веков известно, что до второй половины XVI века черемисы были одним из полудиких финских племен. Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» (1871, 1885, 1887) писал, что при расселении и освоении пространства русским народом «вся страна была или пустыней, или заселена полудикими финскими племенами и кочевниками». «Он (русский народ — Н.С.) или занимал пустыри, или соединял с собою путем исторической, нисколько не насильственной, ассимиляции такие племена, как чудь, весь, меря или как нынешние зыряне, черемисы, мордва, не заключавшие в себе ни зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней».

Истоки события, который привел народность мари к включению в общую христианизацию, находятся во второй половине XVI века. Территория, которую занимали черемисы в XVI веке, некоторой своей частью находилась в составе Русского государства, а значительная часть входила в состав Казанского ханства, которое образовалось после распада Золотой Орды (первая четверть XV в.).

Известно, что Русь была крещена князем Владимиром в 988 г. и это определило дальнейший путь духовного развития Руси. В истории крещения Руси князем Владимиром выражена главная причина того, что подвигло его обратить всю землю свою в христианство. Он руководствовался и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала «приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни». И «Русь... совершенно прониклась христианством, которое стало существенным условием ее быта», — сообщает летописец.

Поэтому при присоединении новых земель политика государства заключалась в распространении православного учения среди местного населения. Русский историк С.М. Соловьев в своем многотомном труде «История России с древнейших времен» пишет, что взятие Казани еще не довершило покорения края. И сами татары и еще более дикие племена, населявшие эту землю: черемисы, чуваши, вотяки, башкиры — волновались, изменяли и отказывали в дани. Жестокая война с ними продолжалась целые шесть лет. Но и до окончания покорения врага силою оружия Церковный собор в Москве (1555) решил открыть в Казани епархию и отправить туда благовестников для покорения страны кресту Господню путем мира и убеждения. Архиепископом назначен был Гурий, настоятель Селижаровского Троицкого монастыря, помощниками ему даны были Герман, игумен Старицкого монастыря, и Варсонофий, игумен Пешношского.

В дальнейшем христианское просвещение и русская культура способствовала появлению среди марийцев первых начальных учебных заведений, азбуки и письменности. Из истории известно, что процесс крещения черемис проходил неравномерно и с определенными трудностями; но работа священников принесла свои плоды: с тех времен основной религией марийского народа является Православие.

Цель данного исследования: определить выбор конфессионального предпочтения коренного населения Республики Марий Эл в современных условиях.

Данная цель определила следующие задачи:

—     установить тенденции культурного развития в РМЭ,

—   выяснить конфессиональные предпочтения представителей коренного населения РМЭ,

—   выявить отношение представителей коренного населения к представителям других конфессиональных общностей,

—   выяснить, существует ли взаимосвязь культурам и религии.

Объект исследования — марийский этнос.

Предмет исследования — религиозная принадлежность.

Основное предположение данного исследования заключается в том, что и в настоящее время, то есть в XXI веке, новыми поколениями марийского этноса сохраняется приоритетное предпочтение при выборе религиозным вероисповеданием православного христианства.

Методы исследования

Выборка. В опросе приняли участие представители марийского этноса, проживающие на территории Республики Марий Эл, в возрасте от 17 лет и старше. Было опрошено 310 марийцев, которые по роду деятельности относятся к следующим социальным группам: работники культуры (служащие, артисты, библиотекари), работники (ученые, преподаватели), военнослужащие по ведомству МВД, журналиста, учителя школ, медицинские работники (врачи, средний медицинский персонал), рабочие различных предприятий, студенты вузов и средних профессиональных учебных заведений, безработные, пенсионеры и т.д.

Соотношение следующее: мужчин — 45,8% (142 чел.), женщин — 54,2% (168 чел.). По образованию: среднее и средне-профессиональное имеют 35,8% (111 чeл.), студенты — 23,23%(72 чeл.), незаконченное высшее — 1%(3 чел.), высшее — 40%(124 чел.).

Процедура и методы исследования. Опрос проводится в основном индивидуально со всеми участниками (фронтально — со студентами и военнослужащими). В исследовании использовались следующие методики:

Тест культурно-ценностных ориентаций, разработанный американским психологом Дж. Таусендом и адаптированный Л.Г. Почебуг.

Авторская анкета, содержащая вопроса и субъективные ответы, которые позволяют получить ответ на задачу данного исследования.

Методика измерения выраженности этнической толерантности З.В. Сикевич.

Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакетов компьютерной математической статистики IBM SPSS Statistics 20.0. В данной статье представлены предварительное результате с использованием первичных описательных статистик (меры центральной тенденции), корреляционный анализ, многомерные методы (факторный анализ, кластерный анализ), которые позволяют компактно описать результаты измерения.

Результаты исследования

Вся совокупность выборки была поделена на две группы: молодежь от 17 до 35 лет включительно (202 чел.) и взрослое население — от 36 лет и старше (108 чел.).

Для определения основных тенденций формированию и становления изучаемой культуры в Республике Марий Эл был использован тест культурно-ценностной ориентаций, адаптированный Л. Почебуг. В основу теста заложено представление о трех типах культур: традиционная, современная и динамически развивающаяся.         

Полученные данные свидетельствуют, что выбор определяется вторым типом — современная культура, то есть показатели, полученные в исследовании, свидетельствуют об ориентации людей на настоящее.

Конфессиональные предпочтения представителями марийской национальности РМЭ определялись по ответам на вопросы анкеты. На вопрос — считаете ли Вы себя верующим человеком? — ответы распределились следующим образом: в группе молодежи ‹да» — 71,3%, ‹нет› — 7,9%, ‹затрудняются ответить» — 19,8%, а в группе взрослых «да» — 68,5%, «нет» — 11,1% и «затрудняются» — 18,5%, не ответили по 1,9% в обеих группах.
На вопрос о степени принадлежности к группе православных христиан получены данные:

—        в группе взрослых для большинства респондентов (27,8%) выбор группы православных христиан наиболее важен;

—        в группе молодежи (24,8%): значит ‹скорее важно;

—        в целом для всей выборки (22,3%): Сопоставляя показатели религиозной принадлежности и степени выраженности («наиболее важно›), видно, что из 39,0% православных от числа всех опрошенных для 2/3 из них причисление себя к группе православных наиболее важно. Соответственно, в группе взрослых это соотношение — из 39,6% наиболее важно для 7/10 из них, а в группе молодежи — из 38,7% наиболее важно для половины из них.

По ответам на вопрос анкеты — как Вы относитесь к людям другого вероисповедания? — определяется отношение к представителем другого вероисповедания. Ответы свидетельствуют о единодушии и в группах взрослых и молодежи: соотношение в показателях примерно равные. Отношение к людям другого вероисповедания «такое же, как к людям своей веры» в обеих группах взрослых и молодежи по 52%, терпимое, соответственно — 40% и 42%, негативное — 4,6%, не ответили — 3,7% и 0,5%.

Эти данные более дифференцированно рассматривались с помощью методики измерения выраженности этнической толерантности. Толерантность людей друг к другу является основным механизмом создания этнокультурной общности. Она становится крайне важным способом взаимоотношений между культурными сообществами.

Для установления взаимосвязи тенденций культурного развития по типам культур и религии между несколькими переменными применяется корреляционный анализ.

Результат демонстрирует, что существуют связи между переменными православное христианство с типами культур и в итоге все четыре признака (переменные) взаимодействуют между собой.

При использовании факторного анализа определим структуру взаимосвязей между переменными. В качестве признаков (переменных) здесь выступают православное христианство и три типа культур.

Переменные, которые близко расположены к оси первого фактора (горизонтальная ось) — это современный тип тенденции развития культурам и православное христианство. Из двух других переменных традиционная занимает промежуточное положение, но расположена ближе к оси первого фактора, а динамически развивающаяся — близко к оси второго фактора (вертикальная ось). Таким образом, переменные православное христианство, традиционная и современная типы культур содержатся в одном факторе, что позволяет предположить существование общей причины их совместной изменчивости.

Применил еще один метод — кластерный анализ. В качестве мер различия были выбрана коэффициенты корреляции г-Пирсона. Критерием объединения кластеров выбран метод межгрупповых связей. Объектами являются эти же четыре переменные.

Таким образом, все три вида анализа показывают взаимосвязь религии и культуры народа мари.

Полученные данные свидетельствуют, что у представителей коренного населения Республики Марий Эл — марийского этноса — имеются знания специфики и условий своей культуры. Они демонстрируют определенную сформированность, систему осознанных представлений и оценок об этнокультурных особенностях своей национальности, приверженность к определенным ценностям своей культура.

Этническая культура народа мари, как и во многих других культурах, тесно переплетается с религиозным вероисповеданием.

Данные о причастности к разным религиозным группам, к которым относят себя представители марийского этноса, позволяют ориентировочно оценить относительные предпочтения в выборе религии.

Полученные данные свидетельствуют о доброжелательном и толерантном способе во взаимоотношениях с представителями другого вероисповедания, но с латентным присутствием некоторого недоверия и настороженности.

В последнем десятилетии проявляется тенденция к принятию населением православного христианства. Результаты исследования свидетельствуют: большинство современных представителей марийского этноса (и взрослые, и молодежь) отдают предпочтение православному христианству. Православная Церковь — важнейший институт, набирающий растущее влияние в российском обществе, а также и в Республике Марий Эл.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
114

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
90

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
104

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
996
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
673
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
637
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости