Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

К вопросу о закрытии и разрушении Воскресенского собора 1961 году

К вопросу о закрытии и разрушении Воскресенского собора 1961 году

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2012 г.

 

СМИРНОВ Дмитрий Валерьевич,

сотрудник комиссии по канонизации святых

Йошкар-Олинской и Марийской епархии

 

К вопросу о закрытии и разрушении Воскресенского собора 1961 году

 

История закрытия и разрушения Воскресенского собора в городе Йошкар-Оле остается до настоящего времени одной из нераскрытых страниц как судьбы Православия в Марий Эл, так и прошлого столицы республики. В историографии до настоящего времени указывается лишь год закрытия и разрушения храма, без каких-либо подробностей.

Документы фонда уполномоченного по делам религий при Совмине МАССР, хранящиеся в ГА РМЭ, в значительной степени приоткрывают эту завесу. С начала 1960 года в газете «Марийская правда» проводилась информационная компания, целью которой была подготовка общественного мнения к ликвидации прихода, а затем в городе был организован сбор подписей за закрытие храма. 23 сентября Совмин МАССР направил в Москву ходатайство о закрытии Воскресенского собора, ссылаясь на волеизъявление трудящихся1. 19 ноября Совет министров СССР одобрил инициативу республиканских властей2. Попытки немногочисленных групп верующих жаловаться Н.С. Хрущеву успеха не имели. Была достигнута договоренность, что приходская община вместе со всем имуществом переедет в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. 12 декабря уполномоченный потребовал освободить помещение, но переезд был невозможен, поскольку в семеновской церкви еще не завершились отделочные работы. Верующие обратились к председателю Совмина МАССР Кондратьеву с просьбой перенести дату переезда на 20 января 1961 года, на что получили разрешение3. В 1961 году Воскресенский собор был снесен.

Как видно, документы фонда уполномоченного дают нам лишь сухую хронологию событий, оставляя без внимания человеческую трагедию, разыгравшуюся вокруг разрушенной церкви. К тому же сам процесс сноса храмового здания оставался вне интересов уполномоченного.

В 2012 году автор данной статьи получил доступ к новому, ценному источнику, позволяющему взглянуть на события глазами прихожанина Воскресенского собора, бывшего очевидцем событий тех лет. Это рукопись, принадлежащая жительнице Волгограда Нине Семеновне Медведевой, доставшаяся ей от матери – Александры Михайловны Тезиковой. Рукопись представляет собой амбарную книгу, в которую Александра Михайловна переписывала духовные поучения, рассказы из истории Церкви и подобные материалы, не доступные для основной массы верующих в 60-е годы. Среди них был обнаружен фрагмент из истории Воскресенского собора. К сожалению, имя настоящего автора не сохранилось. Это образованный горожанин, с отточенным публицистическим стилем письма, хорошо знающий историю, читающий газеты и интересующийся происходящими в городе событиями. Его широкие познания в области церковной истории свидетельствуют, что образование он получил еще до революции и был уже пожилым человеком.

Излагая произошедшие события, он не впадает в полемический азарт, сохраняя корректность в своих оценках. В то же время он глубоко верующий человек и очень переживает факт разрушения собора.

Сам источник состоит из 3-х частей, его третья часть, занимающая с 98-й по 106-ю страницы, является хроникой закрытия и разрушения Воскресенского собора, и представляет собой непосредственный интерес. Начало записей в источнике датируется 3 сентября 1960 года, последняя сделана 6 декабря 1966 года. В приводимом документе нами была сохранена авторская орфография, пунктуация и стилистика.

После фельетона: «Потасовка в храме Божием» кем то, я этого не старался узнать, на заводах, предприятиях, учреждениях начали происходить собрания о закрытии Воскресенского собора в гор. Йошкар-Ола единственного храма Божия почти на 100 000 жителей города. Я не имею данных, какия выносили постановления. Все же слышал, – в наш безбожный век, когда всякий верующий человек, считается каким-то отщепенцем и заслуживает общественного порицания, на собраниях раздавались голоса в защиту нашего храма.

3-го сентября 1960 года и пробыл до конца октября, ничего не зная о судьбе собора4 . Вернувшись, 23 октября пошел ко всенощной и к своему глубокому удивлению и радости увидел и узнал, – собор действует, только новое духовенство. Новый настоятель академик, человек глубокой веры, талантливый проповедник; во всем видна церковная дисциплина; настоящий духовный отец и пастырь. Церковь полна молящихся.

Царил мир среди прихожан храма. К штатным 2-м священникам, считая о. настоятеля, уполномоченный зарегистрировал дьякона, чья вакация не замещалась с 1-го января 1960 года с уходом дьякона на пенсию. Недолго Господь сулил быть миру в нашем храме. В конце декабря 1960 года на прихожан храма грянул гром как бы из безоблачного неба.

Пришло решение из Москвы не знаю как и от кого, – «К 20-му января 1961 года храм должен быть закрыт и подлежит к сносу». Основание к этому: правый берег реки Кокшаги подлежит к сносу до правой стороны улицы Карла Маркса. По генеральному плану на освободившемся комплексе намечено разместить: Спортивную площадку, стадион, пляжь, дворец культуры и другие. Летом 1960 года я был на публичном докладе Председателя горкома тов. Самсонова, и там была копия генерального плана гор. Йошкар-Олы; и согласно плана тов. Самсонов сообщил, что в недалеком будущем будет приступлено к исполнению проведения в жизнь культурных установлений на площади начиная от Воскресенского Собора и до вновь строящегося бетонного моста через реку Кокшагу.

Почему изменили генеральный план? Почему в спешном порядке понадобилось разрушить храм? Когда не сносится ни один объект.

Закрытие храма и его разрушение очень сильно опечалило верующих и прихожан храма; и многие очень болезненно переживали это. Начали искать защиты у настоятеля собора, а также собирать подписи для жалобы и т.д.

На одном из богослужений настоятель обратился к верующим с успокаивающим словом: просил спокойно относиться к событиям, что он обращался к уполномоченному, что отношение вышестоящих к прихожанам храма и их духовным запросам очень хорошее, что они собора как такового не ликвидируют, что он переносится в село Семеновку в 6 километров от центра города. Если же будут протестовать и жаловаться, то могут окончательно закрыть собор. Такое заявление не всех успокоило, нашлася группа, которая послала ходоков в Москву с жалобой, как потом их не приняли и с ними не стали разговаривать. Будто бы послали 2 телеграммы тов. Хрущеву и ответа не получили. Нашлись и такие, которые начали искать виновников закрытия храма: одни обвиняли прежнего настоятеля собора, который ушел на пенсию протоиерея Николая Бамбицкого, другие начали обвинять нового настоятеля о. Георгия Козлова и второго священника о. Феодора Потоцкого, что они не проявляют решительности, а что им прикажут сверху, то они и делают.

22-го января 1961 года в воскресенье были последние две литургии – ранняя и поздняя. К этому времени в храме остался уже всего один главный иконостас, других два и боковые иконы, расположенные по стенам, были уже перевезены в Семеновку. Церковь была до отказа наполнена народом. В самом богослужении и последовавшем затем молебне Божией Матери, было какое-то особое настроение, как бывает, если такое сравнение применимо, когда вы прощаетесь с самым дорогим и близким для вас вашему сердцу.

В 3 1/2 часа вечера была отслужена последняя вечерня с акафистом пред иконой Казанской Божией Матери, собрался снова почти до отказа полный храм и когда в конце акафиста о. настоятель читал коленопреклоненную молитву в начале пред образом Божией Матери, а затем пред образом Святителя Николая, то в храме начался буквально общий плач. Плакали женщины, которых было большинство, плакали и мужчины. Кончилось последнее богослужение, но народ не расходился. Когда я уходил, в церковь вошла пара – жених и невеста со свитой для совершения таинства брака.

23-го января в понедельник появились рабочие и начали разрушать храм, работали и тогда, когда было темно и обычно работы уже прекращаются.

24-го января днем я пошел посмотреть. Купол и крыша с него, а также крыша со всей церкви сняты, снимают конструкцию крыши, часть стены уже отвалили. С ворот церковной ограды снят крест; с улицы поставили новый сплошной, на скорую руку, сколоченный забор. Непонятно, почему такая спешка? Точно во время войны наступает неприятель. С противоположной стороны стояла группа женщин и наблюдала, как разрушают храм.

25-го января во время обеденного перерыва я снова пошел посмотреть. Работы по разрушению храма шли полным ходом. Были снесены стропила, все это складывалось в сторону без всякого порядка. Тут же расхаживал милиционер постовой.

26-го января я снова пришел посмотреть, и к своему удивлению увидел: нет ни одного рабочего, нет и милиционера. Двери храма были сняты раньше, теперь же забиты редкими досками. Стоят несколько женщин и кормят голубей; при церкви их ютилось очень много, и верующие, приходя в храм, приносили зерно и хлеб и кормили голубей.

27-го января была та же картина что и накануне – нет никого; все пусто и только 3-4 женщины кормят голубей. Я подошел и поинтересовался у них, – почему прекратили работы? Одна мне только ответила – им было нужно скорее все разрушить.

31-го января около часу дня, проходя по ул. Карла Маркса, где стоял собор, вижу много народа на противоположной стороне улицы от собора. Смотрят на разрушение храма. Стальной трос продели в входную дверь храма и обвили стену вверх до крыши, которая снесена, получилась петля. Два конца этой петли прикрепили к бульдозеру; один не в силах был двинуть стену, пришел на помощь другой; и опять у них все не получается. Грустно смотреть на эту картину, и я ушел.

5-го февраля 1961 года, воскресенье. Узнал от одного, мало знакомого мне прихожанина нашего храма: в Москву с просьбой от некой группы был отправлен один пожилой человек некий Иван Иванович Петров; он повез составленное на имя Н.С. Хрущева прошение с подписями прихожан храма о неразрушении собора. В Москве прошения Н.С. Хрущеву у него не приняли, а посоветовали обратиться к Председателю Президиума Верховного Совета тов. Брежневу. Он направился туда.

Там тоже не приняли, предложили обратиться к Уполномоченному по делам культов при Совете Министров тов. Куроедову. Там отказались принять прошение на том основании, что прошение адресовано не ему. Он снова направился в канцелярию Брежнева. Там решили принять, но предложили прошение напечатать на писчей машинке и к нему приложить список подписей. После этого прошение было принято. Причем ему сказали: в июле месяце 1960 года от рабочих и служащих заводов и предприятий гор. Йошкар-Олы поступило заявление о закрытии храма и там было 1000 подписей, а при вашем прошении – всего 30. Предложили подателю тов. Петрову возвратиться домой. По рассмотрении заявления, решение ему будет выслано.

30 подписей – это подписи маленькой группы, не послу шавших голоса о. настоятеля. Если бы сбор голосов собрать организованно, их бы можно было набрать несколько тысячь. Теперь из частных разговоров, люди, индиферентные к вопросам веры, лица никогда не посещавшие храма, даже принадлежащие к партии, выражают сожаление, что храм разрушают; это те люди, которые по своей природе добропорядочные, честные, знающие историю или часть ее, т.е. нашей родины, это те, которые еще в детстве, от своих родителей были научены в какой то доле Слову Божию и потом позабыли. Это все те, если бы прекратилось скрытое гонение на Церковь и на веру, вернулись в лоно ее.

12 февраля 1961 года из разговоров я узнал: произвести разрушение храма поручено организации «Конторе Ремонтстрой». В самом начале, как только приступили к разрушению храма, сразу сняли крышу с храма и купола. На куполе был большой крест, чтобы снять его пришлось забрасывать веревку. Забросил рабочий упомянутой организации, молодой еще человек, женатый, хорошо жил. Буквально вскоре он повесился в подполье – в подвале, на шнуре провода.

19 февраля 1961 года. Некоторые женщины утром еще до начала работы приходят в полуразрушенный храм, поют в нем песнопения, кормят голубей, кто чем, которые днем сидят на соседних крышах, а на ночь залетают спать в храм. У храма вся передняя часть кирпичей скинута с боков, нет рам. С улицы и вообще со стороны видна внутренность храма и священные изображения на стенах. В особенности сильно бросается в глаза написанное на стене в направлении алтаря изображение «Тайная вечерь», где Спаситель как бы смотрит на всех стоящих всегда зрителей, прохожих по улице и разрушающих храм Его. Через несколько дней разрушат и разломают на множество частей это чудное изображение. И образ Самого Спасителя разломают на части. И это будет символически еще одним гвоздем в тело Спасителя, которыми во дни Пилата пригвоздили Его ко кресту, и когда Он молился Отцу Небесному: «Прости им Отче! Они не знают что творят»!

5 марта 1961 года. От храма осталась целая гора кирпичей и мусора; разрушили его не хозяйственным способом, где бы можно было сохранить каждый кирпичь, а сильными бульдозерами с помощью стальных тросов отламывали целые глыбы. По этому кирпичу ходили бульдозеры, машины, ломали и мельчили кирпичь. Уныло сидят на соседних крышах голуби, да и их стало как будто меньше. Где они теперь укрываются на ночь? Добрые люди все еще продолжают кормить осиротевших голубей.

Выясняются детали самоубийства рабочего, дерзнувшего первым срушить святый Крест с храма Божия – вскоре он получил довольно большой аванс и с приятелем пьянствовал два дня, когда проснулся на третий день, то денег не оказалось даже опохмелиться, кто-то их присвоил и он с горя повесился – «шед удавися».

15 сентября 1961 года. От величественного Йошкар-Олинского собора в честь Воскресения Христова, который мог бы служить архитектурным памятником, почти не осталось ничего. Я посетил его сегодня на закате солнца. Лежат отдельные глыбы кирпича, которые так спаены известкой, что надо специально разбивать; остальное все увезено, на засыпку всяких рытвин, промоин по улицам города, а главным образом на строящийся бульвар от ул. Карла Маркса к парку Культуры и Отдыха. Остались молодые деревца, посаженные в свое время около храма; между ними уцелела одна лавочка, служившая местом отдыха, в свое время, для богомольцев; да ходит группа голубей числом не более десяти; возможно, сердцелюбивые женщины еще продолжают подкармливать их, когда навещают то место, где стоял собор и где они молились, приносили свои радости, а больше свои печали и скорби, и искали утешения, и многие уходили отсюда успокоенные.

Почему понадобилась такая спешка сломать храм? Когда не хотели отсрочить разрушение на один день. Если это требовалось для намеченного выполнения по генеральному плану сооружения спортивных площадок и других культурно-бытовых объектов, то почему за целое лето ровно не сделано ничего на всем намеченном комплексе земли?

Нет, разрушение собора происходило совершенно по иным мотивам!...

3 декабря 1966 года. Прошло 5 лет и 10 месяцев от того печального дня, когда с такой поспешностью приступили к разрушению собора под предлогом на огромной освободившейся площади вплоть до железно-бетонного моста через реку Кокшагу соорудить культурно-бытовые установления: игральные площадки, дворец спорта, пляжь и другие. И до сих пор ровно ничего не сделано, наоборот даже производится ремонт детской больницы, бани и других некоторых объектов. Саму площадь, освободившуюся после разрушения храма, сделали в виде скверика, как продолжение ленинского парка и поставили несколько скамеечек. Спрашивается, кому и зачем была нужна такая спешка? И морочить головы гражданам своего же города? Может быть, некоторые из инициаторов скажут: не позволяет бюджет и тому подобное. Это не оправдание. Снести собор было бы можно со всеми, когда приступили к массовой сноске домов и прочих строений, да и материал от собора можно было бы использовать и с большей пользой, а не как мусор и не засыпать им рытвины и канавы.

Нужно все же чтить нам память отцов, дедов и прадедов наших, ведь они с верою и любовию сооружали этот великолепный Воскресенский собор как дар грядущим поколениям. А мы дар их сломали, как неразумные дети, и буквально остатки выбросили в мусорную яму. А ответ придетца все же дать Отцу всех и Богу нашему5.

 

Примечания

1 ГА РМЭ. Р. 836. Оп. 1. Д. 3. Л. 244. – ходатайство Совмина МАССР о закрытии Воскресенского собора.

2 Там же. Л. 237. – постановление Совета министров СССР.

3 Там же. Л. 255. – прошение Председателю Совмина МАССР Кондратьеву.

4 Так в оригинале.

5 Из личного архива Медведевой Н.С.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
63

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
55

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
58

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
766
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
571
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
568
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Все новости