Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Епископ Авраамий (Чурилин)

Епископ Авраамий (Чурилин)

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 24-25 мая 2007 г.

 

Ерошкин Юрий Витальевич,

научный сотрудник отдела истории МарНИИЯЛИ

 

Епископ Авраамий (Чурилин)

Жизнь и труды епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии – весьма интересная и малоисследованная страница истории Православия в Марийском крае. Данное сообщение посвящено епископу Авраамию (Чурилину), занимавшему Марийскую кафедру в 1931-1935 годах.

Адриан Алексеевич Чурилин родился 20 августа 1875 года в селе Морки Царевококшайского уезда Казанской губернии. В возрасте 14 лет, в 1889 году, будущий епископ был отдан на воспитание в Иоанновский монастырь города Казани, а через год поступил в Казанскую учительскую семинарию, куда был принят в таком юном возрасте в связи с хорошим знанием марийского языка. С 15 августа 1894 по 1 сентября 1895 года Адриан Чурилин нес послушание учителя пения в школе Братства святителя Гурия при Михаило-Архангельском мужском монастыре, располагавшемся в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии. Его способности к церковному пению были отмечены, и 1 сентября 1895 года директором Казанской учительской семинарии, известным просветителем Н.А. Бобровниковым, для пополнения знаний он был направлен в Москву в Синодальное училище церковного пения, где обучался до 1 октября 1896 года. Затем, до 28 января 1900 года, А.А. Чурилин работал учителем пения в Московском Харитоньевском городском начальном училище и Долгоруковском ремесленном училище1.

Таким образом, карьера молодого педагога развивалась весьма успешно. Однако его ждали новые труды: Господь призвал Адриана Чурилина к служению Себе в священном сане. В феврале 1900 года Адриан Алексеевич женился на Екатерине Кондратьевне Павловой, дочери управляющего помещичьим имением в Лаишевском уезде Казанской губернии, и 27 февраля 1900 года был рукоположен во диакона. Поначалу, в связи с недостатком вакансий, отец Адриан был принят на должность псаломщика в Казанский Благовещенский собор, 7 июня 1900 года переведен на такую же должность в Духосошественскую церковь, 14 сентября 1900 года назначен протодиаконом в Казанский Спасо-Преображенский женский монастырь, с 1 ноября 1900 года служил в Феодоровском женском монастыре, с 27 июля 1901 года находился на вакансии псаломщика Крестовоздвиженской церкви при Казанском университете, а 8 октября 1903 года был переведен на диаконское место в Казанский кафедральный собор2.

Вскоре, промыслом Божиим, судьба отца Адриана вновь изменилась. 16 октября 1902 года от туберкулеза скончалась его супруга Екатерина Кондратьевна, и 23 февраля 1905 года, по личному прошению, диакон Адриан Чурилин вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. 15 апреля 1907 года он был переведен в Почаевскую Успенскую лавру Волынской епархии, где 7 июня 1907 года пострижен в монашество с именем Авраамий, а 10 июня возведен в сан архидиакона. В качестве послушания ему было определено место заведующего лаврским архиерейским хором, что, конечно же, говорит о его высоких духовных качествах и музыкальном даровании. 5 мая 1909 года архидиакон Авраамий (Чурилин) был переведен в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга – один из самых известных монастырей России. Признанием значимости трудов отца Авраамия на ниве Христовой стало то, что 6 мая 1909 года он был награжден орденом святой Анны 3 степени, 13 марта 1912 года назначен на должность уставщика Александро-Невской лавры, 17 января 1917 года – ризничим Лавры и членом ее Духовного Собора3.

25 февраля 1917 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга архидиакон Авраамий (Чурилин) был рукоположен во иеромонаха. Хиротонию совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. На следующий день митрополитом Санкт-Петербургским Питиримом (Окновым) в Крестовой церкви митрополичьего дома отец Авраамий был возведен в сан архимандрита. Наряду с исполнением монашеских обязанностей, совершением богослужений батюшка имел и другие ответственные послушания: с 4 августа 1917 по 15 февраля 1918 года был помощником председателя временного присутствия Духовного Собора лавры, с 21 декабря 1917 по 27 января 1918 года – настоятелем Лавры, с марта 1918 по сентябрь 1919 года – членом хозяйственного управления монастыря, с 22 февраля 1920 года – членом приходского совета лаврских церквей4. Помимо исполнения священнических обязанностей в Александро-Невской лавре, в 1922 году отец Авраамий совершал богослужения в Иоанновском монастыре Петрограда5, где был погребен святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого батюшка очень почитал.

В конце 1922 года Александро-Невская лавра была захвачена обновленцами, взгляды которых на устроение Церкви, богослужение и общественную жизнь архимандрит Авраамий (Чурилин) решительно отверг. 5 декабря 1922 года епископ Петергофский Николай (Ярушевич) подписал документ об увольнении батюшки в отпуск за пределы Петроградской епархии. При этом указывалось, что под запрещением священнослужения он не состоял и не состоит6. В январе 1923 года отец Авраамий уехал в Рязань, около полутора лет не служил на приходах, проживал у монахинь в городе и окрестных деревнях, совершал богослужения на дому. В 1924 году батюшка поехал на прием к Патриарху Тихону, с которым был знаком еще по Санкт-Петербургу, и встретил там делегацию верующих города Коврова Владимирской епархии, просивших себе священника. Оказавшийся промыслом Божиим здесь же епископ Владимирский и Звенигородский Николай (Добронравов) по благословению Патриарха определил отца Авраамия на должность священника в город Ковров, где батюшка прослужил около двух лет7.

В феврале 1926 года архимандрит Авраамий (Чурилин) был вызван митрополитом Сергием (Страгородским) в Нижний Новгород и 7 марта рукоположен во епископа Сызранского, викария Ульяновской епархии. Данную кафедру Владыка занимал до 10 мая 1928 года8 (по другим сведениям, в 1927 году он был арестован и сослан в город Камышин9). 2 октября 1928 года он был назначен епископом Нолинским, викарием Вятской епархии, а 2 ноября того же года – епископом Скопинским, викарием Тульской епархии10 (ныне город Скопин находится на территории Рязанской епархии). Несмотря на небольшой срок служения здесь, Владыка пользовался у верующих глубоким уважением и искренней любовью, а оставление им епархии в 1930 году отозвалось в сердцах прихожан большой скорбью11.

16 июля 1930 года епископ Авраамий (Чурилин) направил митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо следующего содержания: «С глубокой скорбью вынуждаюсь ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о снятии с меня послушания по управлению вверенным моему недостоинству Скопинским викариатством Тульской епархии с увольнением на покой вследствие болезненного состояния моего, а также отсутствия возможности выплачивания государственного подоходного налога, значительно превышающего действительную сумму получаемых на мое содержание добровольных пожертвований»12. 30 июля 1930 года заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий и временный при нем Патриарший Священный Синод приняли решение: «Преосвященного Скопинского Авраамия, викария Тульской епархии, уволить на покой согласно прошению»13.

Владыка жил в городе Скопине до осени 1931 года14. По другим данным, он был арестован летом 1930 года и приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Марийской автономной области15. Так, спустя почти 40 лет Владыка вернулся на родину, где ему также суждено было исполнять архипастырские обязанности: он был назначен епископом Марийским, викарием Нижегородской епархии 29 сентября 1931 года. При его официальной регистрации в 1933 году в Горьковском крайисполкоме (что косвенно подтверждает факт ссылки в МАО) отмечалось, что деятельность Марийского епископа распространялась на Звениговский, Козьмодемьянский, Йошкар-Олинский, Мари-Турекский, Моркинский, Ново-Торьяльский, Оршанский, Сотнурский и Юринский кантоны16. Проживал Владыка неподалеку от Вознесенского храма Йошкар-Олы (бывшего в то время кафедральным), по адресу ул. К. Маркса, д. 1017.

В Марийском крае епископ Авраамий служил до ареста в 1935 году. Гонения на Церковь неуклонно усиливались, закрывались храмы, арестовывались священнослужители. 29 сентября 1934 года митрополит Горьковский Евгений (Зернов), впоследствии расстрелянный в 1937 году и ныне прославленный в лике священномучеников, направил на имя епископа Марийского викария Нижегородской епархии письмо, обращенное к духовенству, приходским советам и верующим Марийской епархии. В нем, в частности, говорилось: «В целях сохранения мирного течения жизни церковной среди приходских общин верующих я призываю вас принять все меры к тому, чтобы мир церковной жизни не был нарушен какими-либо недоразумениями и протестами … против законных распоряжений гражданской власти относительно снятия колоколов с колоколен церквей. … Пастыри и верующие должны ясно понимать и знать, что вера православная совершенно в своей сущности и основах не связана со звоном колоколов, и наше богослужение может обходиться, как и обходилось в Первенствующей Церкви Христианской, без колокольного звона, который является украшением Богослужения …, но не той неотложной необходимостью, без которой нельзя обойтись или обходиться верующим.

Самый дорогой в Церкви Христовой звон – это благовествование Евангельской веры, любви и мира, о котором Церковь ежедневно молится, прося “мира всему миру” и “Ангела мирна, хранителя душ и телес наших” – каждому верующему. Об этом мире все мы должны помнить и этот мир все мы должны всемерно поддерживать и хранить»18.

В связи с этим обращением епископ Авраамий направил духовенству Марийской епархии и пастве 20 октября 1934 года следующее послание: «Вследствие того, что в состав Горьковской митрополии входит и Марийская епархия, вышеприведенное обращение Высокопреосвященнейшего Митрополита Горьковского считаю обязательным для духовенства Марийской епархии к оглашению содержания сего обращения верующим прихожанам, а также к руководству по разъяснению своим пасомым о необходимости безусловного подчинения распоряжению гражданской власти и сохранения со стороны верующих мира и тишины при снятии с колоколен приходских храмов церковных колоколов на нужды государства. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор.1, 3). Авраамий, епископ Марийский»19.

Конечно, такое решение далось архипастырям непросто. Но оно, несомненно, было отражением стремления сохранить возможность совершать в храмах богослужения и вести приходскую жизнь, что, в свою очередь, должно было способствовать молитвенному общению прихожан, жизни церковных общин, и, главное, просвещению местного населения, сохранению и укреплению в людях веры, возвращению отпавших в лоно Церкви. Положение на приходах, духовная жизнь верующих, их нравственное состояние – вот что волновало епископа Авраамия прежде всего. Об этом свидетельствует и одно из его писем, составленное 21 апреля 1935 года и адресованное архимандриту Серафиму (Павловскому), проживавшему в то время в селе Ежово: «Убедительно прошу Ваше Высокопреподобие принять на себя труды временно послужить вместо болящего о. протоиерея Александра Альпидовского в церкви села Нурмы Йошкар-Олинского района и тем доставить великое утешение верующим прихожанам в наступившие Великие дни Страстной недели и Святой Пасхи. Божие благословение буди с Вами! Богомолец Ваш, епископ Марийский Авраамий»20.

Владыка Авраамий пользовался среди верующих Марийского края уважением и любовью, многие почитали его как праведника. И когда в начале 1930-х годов было принято решение о разорении дореволюционных, а стало быть, по мнению властей, буржуазных кладбищ, за помощью и утешением прихожане шли в Марийскую епархию. В мае 1934 года с посланием к Владыке обратилась община церкви Рождества Христова села Арда Горномарийского кантона МАО. Приведем этот трогательный документ полностью: «От имени религиозных общин и церковного совета к тебе, Владыко, прибегаем и тебя мы просим о ходатайстве перед Исполнительным комитетом Маробласти. Найди и нам правду, заступись за нас и отцов, и матерей наших, и за наш православный храм.

Владыко! Несправедливость мы видим, чувствуем за себя отцов и матерей наших и видим поругание святого нашего храма. Перед святым нашим алтарем, на могилах наших матерей и отцов вздумала местная власть в лице председателя сельсовета, комсомольской ячейки и учителей 20 мая 1934 года сделать субботник. Пришли на кладбище, стали ломать и кидать кресты и памятники, и разравнивали могилы, никого не спрашивая, ни муниципального персонала, ни церковного совета, ни религиозных общин. Никто, ничего не зная, пришли, разбросали кресты. И думали устроить сад, место увеселения, гуляния, и поставить будку для пивной. Стирают с лица земли могилы, ломают кресты, памятники над ними, заставляют нас забыть родных наших, зная хорошо, что везде и всюду даже партийные люди, и те, над своими усопшими братьями ставят памятники и отводят свои места погребения. Говорят, что это будто “буржуйское” кулацкое кладбище.

Мертвых не судят, и никому, кроме Христа нашего Бога, судить их не дано. Мы знаем, что на наших кладбищах мы хоронили наших отцов и матерей и детей, и похоронили несколько священнослужителей, мы хоронили людей и знали, что “мертвые сраму не имут”. Бог хотел обмиловать Содом и Гоморру, если там найдется хоть один праведник – помилуйте и спасите от поругания могилы наших отцов, защитите наш алтарь и упросите Господа и Бога и творящих это дело, чтобы они кончили думать это дело, перед окнами нашего святилища устраивать пивные заведения и гульбища.

Владыко! Заступись! С имеющими власть разберись, правы ли мы, отстаивая свой храм и могилы отцов. Помолись за нас Богу и не допусти своим заступничеством осквернение нашего храма. Прими это прошение к своему сердцу и поспеши утешить нас, твоих детей. Твои грешные рабы, православные христиане Христорождественской церкви с. Арда»21.

Среди архивных документов к настоящему времени не найдено сведений о том, как отреагировал епископ Авраамий на это послание. Но несомненно то, что его истовое служение Богу и ближнему вызывало неудовольствие советской власти. 23 мая 1935 года Владыка был арестован и помещен во внутреннюю тюрьму НКВД МАО. Обвинение предъявлялось по статье 58-10 УК РСФСР, что в данном случае означало «пропаганду контрреволюционных монархических идей», устроение «тайных собраний верующих в честь монархистов-погромщиков» (имелись в виду отслуженные Владыкой панихиды по отцу Иоанну Кронштадтскому), призывы к молитве «о гибели советской власти» (так был расценен новогодний молебен, состоявшийся 14 января 1935 года, отслуженный в Вознесенском храме по дореволюционному чину)22.

На допросах 23 и 26 мая, 20 июля, 17 августа 1935 года, очных ставках 7 и 17 августа своей вины в контрреволюционной деятельности Владыка не признал, заявил о своей лояльности к советской власти, о том, что «новогодний молебен служился исключительно потому, чтобы отблагодарить Бога за прошедший год и попросить благословение Божие на предстоящий новый год», что «Иоанна Кронштадтского я считал и считаю великим подвижником благочестия и молитвенником. В эти панихиды я призывал верующих наряду с поминовением Иоанна Кронштадтского молиться и за своих умерших родственников»23.

16 ноября 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР епископ Авраамий (Чурилин) был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край24. О дальнейшей судьбе Владыки нам известно немного. Еще 8 мая 1935 года митрополитом Сергием (Страгородским) он был назначен епископом Пензенским25, но не успел выехать из Йошкар-Олы вследствие ареста26. Владыка отбывал ссылку в Архангельске, где был вновь арестован 15 декабря 1937 года. В ходе следствия епископ Авраамий категорически отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации, предъявлявшиеся ему, и 4 января 1938 года был приговорен тройкой УНКВД по Архангельской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение 13 января 1938 года27.

Таков был жизненный путь епископа Авраамия (Чурилина), активно способствовавшего просвещению Марийского края светом Христовой веры и оставившего о себе добрую память на марийской земле. Будем надеяться, что с обнаружением новых материалов о жизни Владыки будет составлено более полное его жизнеописание, что обогатит нас новыми сведениями по истории Православия в Марийском крае и в России в целом.

 

Примечания

1    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915; Святители земли Новгородской. Нижний Новгород, 2003. С. 470.

2    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915; Справки из Национального архива Республики Татарстан и Российского Государственного исторического архива, полученные комиссией по канонизации святых Йошкар-Олинского епархиального управления.

3    Там же.

4    Справка Российского Государственного исторического архива.

5    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915.

6    Там же.

7    Там же.

8    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915; Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М.,1994. С. 957.

9    Исповедники веры, арестованные по групповым делам ИПЦ // www.memo.ru; Епископ Авраамий (Чурилин) // www.ortho-rus.ru

10  Акты Святейшего Патриарха Тихона … С. 957.

11  Справка историко-архивного отдела Рязанской епархии, полученная Комиссией по канонизации святых Йошкар-Олинского епархиального управления.

12  Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915.

13  Там же.

14  Там же.

15  Исповедники веры, арестованные по групповым делам ИПЦ // www.memo.ru; Епископ Авраамий (Чурилин) // www.ortho-rus.ru

16  Святители земли Новгородской. С. 470.

17  ГА РМЭ. Р. 873. Оп. 1. Д. 14. Л. 54 об.

18  Письмо митрополита Нижегородского Евгения (Зернова) духовенству Марийской епархии. Копия документа хранится в архиве Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинского епархиального управления.

19  Там же.

20  ГА РМЭ. Р. 1086. Оп. 8. Д. 646.

21  ГА РМЭ. Р. 317. Оп. 1. Д. 304. Л. 26-26 об.

22  Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915.

23  Там же.

24  Там же.

25  Акты Святейшего Патриарха Тихона … С. 957.

26  Согласно книге «История Пензенской епархии», Владыка занимал Пензенскую кафедру до 21 июня 1936 года (возможно, именно тогда митрополитом Сергием был отменен указ от 8 мая 1935 года), а затем «проживал в Пензе на покое». Упоминание насчет проживания Владыки в Пензе, вероятно, является ошибкой.

27  Архив УФСБ по Архангельской области. Д. 15504.

 

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
97

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
77

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
81

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
877
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
633
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
611
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости