Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Светильник земли Марийской. Старец Паисий, игумен Михаило Архангельского черемисского монастыря

Светильник земли Марийской. Старец Паисий, игумен Михаило Архангельского черемисского монастыря

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 25 мая 2006 г.

 

РОМАШОВ Геннадий, иерей,

 настоятель храма Рождества Христова с. Пайгусово

 

Светильник земли Марийской. Старец Паисий, игумен Михаило Архангельского черемисского монастыря

 

В 1960/е годы, во времена хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь, на месте разрушенного Михаило-Архангельского черемисского монастыря жители близлежащих деревень доламывали остатки монастырских зданий. На месте разрушенного Благовещенского собора они наткнулись на склеп, открыв который увидели нетленные мощи некоего священнослужителя. Свидетельница этого события, раба Божия Вера, здравствующая и поныне (2006), рассказала, что она своими глазами видела лежащего в гробнице облаченного в священнические ризы монаха и его нетленную руку. Местные жители положили мощи обратно в гробницу и засыпали землей.

По всей вероятности, в те годы была вскрыта гробница с мощами игумена Паисия. Это предположение подтверждается справкой, которая гласит: “На стене каменного собора за правым клиросом южного придела одного из трех холодных храмов прибита дщица с надписью: “Здесь погребено тело настоятеля сiя обители Игумена Паисiя, скончавшагося 26 августа 1883 года, на 70 году его жизни” (1).

Игумен Паисий (в миру Петр Никифорович Эрин) родился 11 октября 1814 года в селе Новый Усад Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Его родители — Никифор и Марфа — были дворовыми крестьянами княгини Багратион. Та же судьба предстояла и их сыну Петру, которого они женили на крестьянской девице Марии. От этого брака родилась единственная дочь, умершая во младенчестве (2).

Будущий монах увидел в этом событии некий знак Божиего водительства в его последующей жизни. Работая приказчиком, — сначала у купца Акифьева, а затем у купца Кутесьникова, — Петр Никифорович овдовел и, будучи бездетным, решил встать на путь монашеского делания. Но прежде чем уйти в монастырь, он посчитал необходимым получить родительское благословение. Не надеясь на их согласие, Петр пригласил своего духовного отца, священника соборной церкви г. Павлова Авраамия Некрасова, и общими усилиями они добились согласия родителей; с их благословения Петр Никифорович отправился путешествовать по святым местам. Желая ознакомиться с правилами и жизнью монастырей, он посетил многие святые обители, побывал в Киеве и наконец избрал местом своего подвига Саровскую пустынь, куда и поступил 7 октября 1853 года в возрасте 39 лет (3).

Как протекала жизнь нового послушника в монастыре? Подробности ее пока известны одному Богу — до нас дошли лишь отдельные факты этой жизни, рассказывающие о тяжести испытаний, которые попускаются Богом своим избранникам. По прохождении монастырского искуса, в 1859 году Петр Эрин был пострижен в монашество с именем Паисий, в 1860 году рукоположен в сан иеродиакона, а в 1862 году — в сан иеромонаха. Более двенадцати лет проходил батюшка послушание в монастырской дворянской гостинице (4). Опыт, приобретенный о. Паисием на поприще гостиничного послушания, впоследствии очень пригодился ему, когда он стал управлять Михаило/Архангельским монастырем. Настоятель игумен Серафим посылал иеромонаха Паисия по разным делам обители в Москву и Петербург, побывал батюшка на открытии св. мощей святителя Тихона Задонского 13 августа 1861 года. 13 ноября 1866 года, напутствуемый благожеланиями игумена о. Серафима, о. Паисий отправился в Святую Землю. В этом путешествии он пробыл почти три года, побывав во святом граде Иерусалиме и других святых местах Востока, а на обратном пути в Россию посетил Святую гору Афон. Пленясь Афоном и жизнью его отшельников, о. Паисий совсем было решился навсегда поселиться там и даже облечься в великий ангельский образ (схиму), но под влиянием своего духовника отложил это намерение и в 1869 году возвратился в Саровскую пустынь и трудился здесь (5).

Именно на Афоне батюшка обнаружил, переписал, а затем издал в Казани первые четыре рассказа из книги “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу”, которая и по сей день переиздается многотысячными тиражами. В 1872 году отца Паисия вызвали в Казанскую епархию для того, чтобы поручить ему управление Михаило-Архангельским черемисским монастырем. Видя состояние дел в обители, батюшка долго не решался принять на себя бразды правления и медлил с окончательным ответом. В этих думах прошла половина 1873 года, когда он, “боясь противиться призванию двух святителей — Антония, архиепископа Казанского, и Феодосия, епископа Тамбовского, решился, наконец, принять на себя тяжелое иго” (6).

В начале июня 1873 года батюшка приехал в Казань, чтобы принять образ великомученика Пантелеимона и перенести его в Черемисский монастырь. Икона эта была написана на Афоне, и в ней находился мощевик. 10 июня о. Паисий был утвержден Казанским архиепископом в звании настоятеля Михаило-Архангельского монастыря: Владыка благословил его образом свт. Григория Богослова и вручил ему указ о назначении. 26 июня о. Паисий освятил святой водой все монастырские кельи и совершил Божественную Литургию с прибывшим сюда иеромонахом Иннокентием и другими иереями. Затем отец Иннокентий прочитал с кафедры послание Его Преосвященства к братии Михаило/Архангельского монастыря о назначении им о. Паисия настоятелем (7).

О том, что сделано было батюшкой по управлению Михаило-Архангельским монастырем, как справедливо выразился его духовный отец Авраамий (Некрасов), “свидетельствуют все дела, сделанные им во время управления монастырем” (8). Не будь в обители старца Паисия, монастырь этот едва ли мог бы так скоро благоустроиться и прийти в такое цветущее состояние. “Отыскивая своих прежних знакомцев по Саровской дворянской гостинице, он своими личными просьбами располагал их к жертвам, и последние обильной струей потекли в обитель” (9). Совершая поездки в Санкт-Петербург, о. Паисий успел расположить к монастырю не только высокопоставленных лиц, но даже и некоторых высочайших особ из Царствующего дома. Благодаря искреннему участию в делах обители Великого князя Сергея Александровича, о. Паисий добился того, что министерство государственного имущества выделило монастырю рыбные ловли на Волге на протяжении 19 верст. Батюшка привлек и множество частных благотворителей: “не имея возможности лично просить у всех своих старых знакомых, он рассылал им письменные просьбы, сочинял особые воззвания, и денежные жертвы на монастырь стали присылаться почти с каждой почтой из разных концов России; кроме того, целые транспорты хлеба, обуви и одежды, сахару, чаю и других жизненных продуктов очень часто присылались в монастырь. Каждый год о. Паисий посещал Нижегородскую ярмарку, отыскивал здесь благотворителей и жертвователей, с которыми был знаком по Сарову, и даже не стеснялся ходить с кружкой по торговым рядам. Этого старца в его неизменной поношенной ряске знали многие нижегородцы” (10).

В заботах об устроении монастыря о. Паисий часто вынужден был отлучаться из обители и, приезжая обратно, не всегда находил в ней желанный покой. Но верный страж его духовного здоровья о. Авраамий своими письмами взбадривал утомленную душу батюшки. “Смотри — писал он, — не забывай паче всего пещися о внутреннем устроении как себя самого, так и братии, вверенной попечению твоему. Какая польза тебе, аще обитель, тебе вверенную, отлично по внешнему виду устроишь и благоукрасишь, но не попечешься или вполне не позаботишься о внутреннем устроении душ, вверенных управлению твоему” (11).

Много трудов положил о. Паисий на устроение внутренней жизни обители, и они были отмечены архиепископом Казанским Антонием. Вот что отмечал правящий архиерей по этому поводу: “Богослужение совершается неопустительно и весьма благочинно, со строгим соблюдением монастырского устава; чтение выполняется очень хорошо, а пение весьма стройно, частично на черемисском языке. Братия навыкают жить по иноческому чину, все заняты разными трудами на пользу обители, не опуская притом и ежедневного богослужения; живут мирно и единодушно, благонравно и благочестно, в должном послушании к отцу настоятелю, о котором все единогласно в церкви засвидетельствовали мне, что они рады иметь такого настоятеля” (12).

Конечно, духовное становление монастыря, о коем были все заботы о. Паисия, не было таким уж безоблачным. Об испытаниях и духовной борьбе, которую вел батюшка каждодневно, свидетельствуют письма его духовного отца Авраамия. Например: “Старцы Афонские Богомудрые прозрительно тебе писали, что с поступлением на новое послушание ты восходишь на Голгофу. А на Голгофе что? Одно страдание. Это и сбывается с тобою. Еще ты не успел успокоиться от прободения, которое глубоко коснулось сердца твоего, как вот оцет тебе подносят, что можешь видеть из вложенной здесь эпистолийки. А клевета? Это неизбежный спутник всякого путешественника, грядущего в страну блаженной вечности”. В другом письме о. Авраамий писал: “Есть пословица: век живи, век учись. Сия пословица и на тебе сбылась. Хоть ты уже старец, да и настоятель монастыря, но и тебя посадили на азбуку. Итак, будь прилежен и внимателен к урокам, какие задают тебе” (13).

Когда духовная брань достигла своего высшего предела, о. Паисий хотел уйти на Афон и даже принять схиму… Духовный отец удержал его от такого решения: “Об Афоне не только на яву не говори, но и во сне не грезь. Был, гостил, жил на Афоне и — будет с тебя. Взявшись за дело, не бегают от него. Мое мнение: быть тебе там, куда Господь призвал, и быть, и подвизаться дотоле, пока будет сказано: довлеет, успокойся, уступи место сие другому” (14).

Руководимый так духовным отцом, о. Паисий с новыми силами устремился на дело устроения монастыря. Эта ревность к благоустроению обители не могла быть не замечена. Владыки Казанские, начиная с архиепископа Антония, поручившего ему устроение монастыря, и кончая архиепископом Палладием, относились к нему как к старцу/подвижнику, уделяя ему и обители полное внимание.

Десять лет трудился о. Паисий на устроении Михаило-Архангельского черемисского монастыря. Из его послужного списка мы видим, что “во внимание к неусыпным трудам его деятельности в благоустроении и управлении вверенной ему обители и к его примерной, в духе истинного иночества жизни” архиепископ Антоний 13 июня 1876 года возвел его в сан игумена; в 1878 году Святейший Синод наградил батюшку наперсным крестом, а в 1882-м на него была возложена палица (15).

Но земные труды постепенно приближали о. Паисия к жизни вечной. 8 августа 1883 года он приехал в Нижний Новгород по монастырским делам, 17 августа был у синодального прокурора, 22 августа почувствовал себя нездоровым, а 26 августа, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, причастившись Святых Христовых Таин, мирно отошел ко Господу.

28 августа в Алексеевской церкви Благовещенского монастыря преосвященный Макарий, епископ Нижегородский, совершил чин отпевания над умершим, а затем прах его был отправлен в Михаило-Архангельский монастырь, где 31 августа его погребли в склепе под строившимся каменным собором при участии командированных для этого владыкой Палладием архимандрита Александра и протоиерея М. Рождественского (16).

Казанский владыка архиепископ Палладий до глубины души был тронут кончиной столь ревностного подвижника, а бывший архиепископ Казанский Сергий так отозвался об этом: “С грустью принял я известие о кончине старца о. игумена Паисия, хотя она не неожиданна, ибо он казался быстро слабеющим… Да упокоит Господь потрудившуюся душу! Будет о нем молитва к Богу всегдашняя и Богу доступная, особенно же в святой обители Черемисской, как ея создателя” (17).

Молитвенное предстательство старца Богу продолжается и сегодня в ином, невидимом для нас мире. Он находится сейчас там, где вместе со всеми святыми возносит свои молитвы за всех нуждающихся в них.

 

Примечания

1 Черемисский Михаило-Архангельский мужской общежительный монастырь Казанской губернии Козьмодемьянского уезда. Казань, 1897. С. 89.

2 Там же. С. 81-82. 3 Там же. С. 82. 4 Там же. С. 83.

5 Там же. 6 Там же. С. 80. 7 Там же. С. 81.

8 Там же. С. 84. 9 Там же. С. 84-85. 10 Там же. С. 85.

11 Там же. С. 86. 12 Там же. С. 121-122. 13 Там же. С. 87.

14 Там же. С. 88. 15 Там же. С. 90. 16 Там же. С. 89.

17 Там же. С. 89-90.

 

Литература

1. Черемисский Михаило-Архангельский мужской общежительный монастырь, Казанской губернии, Козьмодемьянского уезда. Казань, 1897.

2. Несколько слов к биографии настоятеля Михаило-Архангельского Черемисского монастыря о. игумена Паисия. СПб., 1883.

3. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Сергиев Посад, 1991.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
60

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
53

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
56

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
762
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
571
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
566
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Все новости