Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

В.М. Васильев и его учеба в Казанской Духовной семинарии (1903-1906 гг.)

В.М. Васильев и его учеба в Казанской Духовной семинарии (1903-1906 гг.)

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 24-25 мая 2004 г.

 

Востриков Василий Геннадьевич
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела истории МарНИИ

 

В.М. Васильев и его учеба в Казанской Духовной семинарии (1903-1906 гг.)

 

Учеба в Казанской Духовной семинарии явилась одним из важных событий в жизни выдающегося ученого, основоположника марийской лингвистики Валериана Михайловича Васильева (1883-1961).

Первый шаг на пути к образованию в семинарии был сделанным Васильевым самостоятельно и был сопряжен с конфликтом с родителями, не желавшими отпускать от себя сына и не понимавшими его стремления к расширению своего кругозора. В августе 1898 года В.М. Васильев тайком от родителей бежал учиться в г. Бирек Уржумской губернии, где был принят в приготовительный класс инородческой учительской школы. Эта школа была единственной, куда принимали на казенную стипендию.

Первый год Васильев даже не ездил домой на каникулы, опасаясь, чтобы его как-нибудь не задержали дома (1).

Из дневника Валериана Михайловича тех лет мы знаем, что в круг его чтения входили русские и зарубежные писатели. Познакомился он и с “Проповедничеством” отца Иоанна Кронштадтского (2). По окончании курса инородческой школы Васильев принял крещение с наречением имени Валериан. “Это обстоятельство очень сильно потрясло моих родителей, особенно мою мать”, — писал он впоследствии в своей “Автобиографии” в 1913 году (3).

До этого, как и все в его семье, Васильев был язычником (4), и его фамилия была Вастаев. В его архиве сохранились ранние школьные тетради, подписанные именем Демьян. Кстати, почерки Демьяна Васильева в школьные годы и Валериана Васильева очень схожи между собой.

Крещение открыло Валериану Васильеву возможность продолжить образование. После года учительства в Музяковском начальном училище он получил от инспектора народных училищ Бирского уезда разрешение на продолжение образования в Казанской Духовной семинарии, куда и поступил в августе-сентябре 1903 года (5).

О мотивах этого шага он написал так: “Я чувствовал, что любознательность моя далеко еще не удовлетворена полученными знаниями. Когда же узнал, что для инородцев есть доступ в духовную семинарию, я, не долго думая, стал тогда готовиться.

Проучительствовал год, осенью поехал в Казань. Здесь по выдержании вступительного экзамена был принят в IV класс Духовной семинарии. Однако ожидания мои не вполне оправдались. И в духовной семинарии я не получил полного удовлетворения своей любознательности. Физика и отчасти психология явились для меня повторением. Философия, правда, была новостью, но слишком быстрое прохождение курса ее не позволило познакомиться с ней в подробностях. Богословские науки тоже были новостью, вследствие однообразия их и не вполне строго научной обоснованности, они также не могли удовлетворить” (6).

В “Автобиографии” 1929 года В.М. Васильев объяснял свое обучение в Духовной семинарии, оправдываясь тем, что “крестьянам тогда не было доступа в высшую школу, а мне лично препятствовало и отсутствие среднего образования. Но имелись обходные пути — учительские институты и Духовная семинария, причем первыми воспользоваться было целесообразнее, но труднее, чем последними: больше требовалось и учительского стажа, не легко давалось и разрешение Окружным начальством. Я избрал путь полегче — Духовную семинарию” (7).

Была и еще одна сторона обучения в семинарии, привлекавшая юношу. Еще обучаясь в Уфе и Бирске, он участвовал в школьных хорах в качестве певца. В Уфе пел в церквах — Успенской, Спасской и Александровской. В Бирске — пел в школьном храме.

Об учебе в Бирске Васильев вспоминал в 1943 году: “В Бирске же три года учился играть на скрипке, участвуя в школьном смешанном оркестре. Имел в качестве награды от инспектора школы Н.П. Вишневецкого немецкое концертино со сборником попурри из разных опер” (8).

Все это подводит к выводу, что мотивы, подвигшие В.М. Васильева учиться в Казанской Духовной семинарии, лежали в плоскости продвижения в области образования и социального статуса. Даже в автобиографии 1913 года он ни словом не обмолвился о своем желании стать священнослужителем.

Учась в семинарии, В.М. Васильев продолжал занятия на скрипке и посещал двухгодичные специальные регентские классы при Казанском музыкальном училище, окончив курс с аттестатом отличника по всем дисциплинам (9). Обучение в Казанской Духовной семинарии велось по многим общеобразовательным предметам — истории, географии, зоологии, ботанике и педагогике. Среди занятий особое место занимали сочинения на заданную тему.

Сочинение Васильева на тему “Происхождение, развитие и значение чувства дружбы в жизни человека” было оценено на “4” как “довольно растянутое” (10). Строго отнесся преподаватель В. Никитский и к другому сочинению, написанному в IV классе семинарии на тему “Церковные братства, их происхождение и причины их широкого развития в западнорусской церкви”. “Речь не всегда гладкая, При всем том сочинение вполне удовлетворительно”, — таково было резюме (11). На оценку “4” было оценено и другое сочинение — “Беседы к глаголемому старообрядцу и их значение для миссионера”. Священник Н. Воронцов оставил на полях помету: “Труд дельный” (12). Сложнее пришлось выпускнику семинарии с темой из Соборного послания Иоанна Богослова (1 Иоан. 2, 29 — 3, 24) “Дети Божии и дети диавола” (13): рецензент нашел здесь немало длиннот и уходов от темы, но, в целом, и эта работа получила одобрение.

Семинария выработала у Валериана Михайловича Васильева качества, необходимые для ученого: доскональность, дотошность, усидчивость, точность в изложении мысли. Хотя у него не лежала душа к священническому призванию, учеба в Казанской Духовной семинарии окончательно сформировала его как личность. Не случайно, что по ее окончании в 1906 году, он нашел место работы в библиотеке на складе в Переводческой комиссии при Миссионерском обществе в Казани.

Переводческая комиссия привлекала его, прежде всего, тем, что, с одной стороны, он получал доступ к ее богатой библиотеке, с другой — находил применение своим знаниям и питал надежду в дальнейшем посвятить себя изучению жизни своего народа. Работа в Переводческой комиссии способствовала тому, что способный юноша мог отдаться научным занятиям, повышая свое образование. Она же стимулировала его занятия марийским языком, определив, в конечном счете, основное направление деятельности. В 1908-1909 гг. Васильев переводил брошюры “О холере”, “Беседы о здоровии” доктора Вишневского, “Рассказы для детей”. Уже в 1908 году он издал в Казани “Черемисско-русский словарь”. В составе Комиссии переводил на марийский язык учебники и учебные пособия, участвовал в их составлении и адаптации для учащихся-мари. Так было до 1913 года.

Все это позволяет по-новому, более широко взглянуть на состояние духовного обучения на рубеже XIX-XX веков в целом в России и в Казанской Духовной семинарии, в частности. Духовные учебные заведения в России дали возможность многим выдающимся людям сделать карьеру в самых различных областях человеческой деятельности. Немало представителей российской интеллигенции начали с того, что получили подготовку в духовных семинариях и училищах.

 

Примечания

1 ГА РМЭ. Р. 1151. Оп. 1. Д. 62. Л. 67. об.

2 Там же. Д. 59. Л. 139.

3 Там же. Д. 62. Л. 68.

4 Там же. Л. 67. об.

5 МарНИИ. Личное дело В.М. Васильева. Л. 6 об. — 7.

6 ГА РМЭ. Р. 1151. Оп. 1. Д. 62. Л. 68.

7 Там же. Л. 4.

8 Там же. Л. 23.

9 Там же.

10 Там же. Д. 59. Л. 186.

11 Там же. Л. 162.

12 Там же. Л. 196.

13 Там же. Л. 200.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
97

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
77

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
81

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
877
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
633
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
611
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости