Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Развитие Православия в Моркинском районе

Развитие Православия в Моркинском районе

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 23–25 мая 2000 г.

 

Иерей Николай Чузаев,

Церковь Рождества Христова, с. Арино

 

 

Развитие Православия в Моркинском районе

 

Территория Моркинского района, как видно из сохранившихся исторических сведений, в Х веке была заселена вотяками (удмуртами или, как их называют марийцы, одо-мари), которых было немало и в направлении г. Арска. Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении, вотяки принуждены были освободить для мари, между прочим, и Моркинский район. Памятником пребывания их здесь осталось село Арино (вотяки назывались арскими людьми, отсюда и г. Арск) и гора Карман, которая служила крепостью во время столкновений мари с вотяками. Таким  образом, мари, которые заняли моркинский район в период между XI и XIII веками, вытеснив отсюда вотяков, являются в настоящее время самыми древними и коренными насельниками Моркинского района.

Мари пришли сюда с правобережья Волги, где долгое время жили в соседстве с чувашами, по всей вероятности в районе г. Цивильска. Они проникли в моркинские пределы по р. Илети, а отчасти и со стороны г. Арска (Татария). Также есть мнение, что мари проникали в район и с Яранской стороны из Вятской губернии.

Мари Моркинского района находились в тесном общении с другими племенами луговых мари и принимали участие во всех исторических событиях. Исторические события военного характера происходили, главным образом, около Казани и в ближайших к ней местах (г. Арск, р. Волга, р. Меша и пр.). Таковы события 1455 года, когда мари выставили против войска Ивана III 30-тысячное войско для защиты Казани; таков поход Василия III на Казань, когда мари защищали Казань из острога, сделанного ими с двух сторон города; такова борьба за Казань в 1552 году, когда они вместе с татарами потерпели поражение.

Все эти события показывают, что луговые мари органически были связаны с Казанью и, естественно, вошли в состав Казанской губернии. Этому в немалой степени послужили торговля с селениями Атня, Мендели, Юшут и Казанью лесоматериалом, продуктами кустарного производства, дегтем и смолами.

В период основания укрепленных городов на территории края московский царь обратил внимание и на Моркинский район. Он сделал, по преданиям местных мари, неудачную попытку основать город на горе Карман, основал острог в горках, вооружил и укрепил его (1854 г.), чтобы не было повторений восстаний. (Имеется в виду восстание мари против Москвы 1553 года).

Со времени окончательного усмирения марийского народа начала проводиться (с начала XVII в.) среди мари известная великодержавная политика русского правительства, направленная на христианизацию коренного населения. В 1555 году, когда архиепископ Казанский и преосвященный Гурий отправлялся в Казанское царство на утверждение веры христианской, царь Иоанн Грозный вручил ему инструкцию (Память), в которой говорилось о необходимости миссионерской деятельности, направленной на проведение религиозной реформы, смены язычества чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы и мусульманства татар христианством (Православием).

Для большего закрепления Марийского края под властью Московского царя, правительство с конца XVI века направляло русских поселенцев в марийские районы. Среди них были царские стрельцы, посадские люди. Остальные поселенцы появились значительно позже, а именно с конца XVII или начала XVIII века. Одни из них поселились здесь, скрываясь от религиозных притеснений, как, например, жители дер. Старое Мазиково, другие были переселены помещиками-заводчиками Желтухиным и Месетниковым для работ на стекольных заводах. Потомки этих заводских рабочих ныне населяют сельцо Петровское, Старый Завод и Барские Фужеры.

Русское правительство старалось всеми мерами насаждать среди мари христианство. Для этого началось строительство церквей, церковно-приходских школ. Первая церковь была построена в Морках, а затем в Арине. В Моркинском районе, как и во всей Казанской губернии, работало «Братство Св. Гурия», основанное в 1867 году, в задачу которого ставилось:

1. Утверждение в вере крещеных инородцев, воспитание их детей в духе Православия через заведение инородческих школ и распространение книг на их народных языках; через устройство среди инородческого населения церквей.

2. Заботы и попечение о нуждающихся членах Православной Церкви из инородцев, оказание им нравственной и материальной поддержки.

Несмотря на большую заботу, проявляемую Православной Церковью и Царским правительством в деле христианизации, обращение язычников и их крещение продвигалось медленно, по сравнению с другими районами. Этому «способствовали» языческие жрецы — карты, знахарки, которые настраивали людей против Церкви, оторванность района от центров Православия, а также другие причины.

Большую роль в утверждении Православия, одоления неграмотности, искоренении идолопоклонства сыграли народные школы братства «Св. Гурия». Из школ, имевших большое значение для Моркинскогорайона, следует указать на Уньжинскую центральную школу мари, Моркинское и Аринское училища, из стен которых вышли многие выдающиеся люди. В некоторых школах учителями были поставлены выходцы из мари, и преподавание шло на их родном языке, что заметно повышало интерес крестьянских детей к образованию и наукам. Закон Божий в школах преподавался священниками и дьяконами, окончившими Казанскую Духовную или учительскую семинарию, многие из которых были ревностными служителями Церкви и школьного дела.

Особо нужно отметить деятельность иерея Гавриила Яковлевича Яковлева, который явился катехизатором и педагогом-просветителем Моркинского района и луговых марийцев вообще. Г.Я. Яковлев родился в 1843 году в деревне Куликалы Козьмодемьянского уезда. По окончании Казанской Духовной семинарии учительствовал в д. Петнуры, Уньжах, Шиньше, Арине. В 1875 году был рукоположен во священника и вместе с тем преподавал Закон Божий в школе. Велики заслуги иерея Гавриила в создании школьных учебников на марийском языке. Он был соавтором и участвовал в создании первого марийского Букваря и книги «Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей». Книга содержала азбуку, тексты для чтения по слогам и первоначальные сведения по арифметике. В 1890 году Яковлев создал новый «Букварь для луговых черемис», составленный им самим. Но особенно широкую известность иерей Гавриил Яковлев получил после выхода его книги «Религиозные обряды черемис». Она была написана, по признанию самого автора, главным образом для духовенства, в целях просвещения народа.

За «Букварь» на луговом марийском языке государственная комиссия присудила Гавриилу Яковлеву денежную премию в размере 144 рублей. В те времена это были большие деньги. На них священник построил в

Уньжах школу, столовую, интернат для детей, квартиры для учителей. Последние годы своей жизни отец Гавриил служил в аринской церкви, где и похоронен в 1912 году в церковной ограде. И в наше время в церковных книжных лавках имеются его книги: «Молитвословы на марийском и русском языках», которые пользуются особым спросом у сельских прихожан, не владеющих русским языком.

В «Описании Маробласти» М.Н. Янтемир отмечал, что мари Моркинского района, как и все другие мари, приняли христианскую веру, так что здесь к 1925 г. язычников осталось не более 5000 человек, а общее число мари составляло тогда 34 тысячи человек.

В настоящее время на территории Моркинского района действуют две церкви: Богоявления — в пос. Морки и Рождества Христова — в с. Арино.

Таков краткий обзор пути перехода мари Моркинского района от язычества к христианству.

 

 

Приложение

 

Ведомость церквей района

1. Церковь в селе Морки построена в 1752 году, трехпрестольная. Главный Престол — Богоявления, правый — свв. апостолов Петра и Павла, левый — свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

2. Аринская церковь Рождества Христова построена в 1752 году. Имеет два престола, главный — в честь Рождества Христова, предельный — Покрова Божией Матери.

3. В селе Мушерань церковь построена в 1836 г. во имя Живоначальной Троицы на средства комиссии духовных училищ и купцов Анисия Месетникова и Гавриила Дегтярева.

4. Церковь села Семи-Сола во имя преподобного Иоанна Многострадального построена в 1892 г. на средства купца Петра Анисимовича Месетникова.

5. Церковь во имя Живоначальной Троицы в с. Русский Уртем построена в 1883 г.; главный престол освящен во имя Св. Живоначальной Троицы, придельный — во имя Св. Архистратига Божия Михаила. Церковь пожертвована купеческою вдовою Марией Андреевной Ульяновой, проживавшей в селе Хлебниково Вятской епархии, Уржумского уезда.

6. Домовая церковь во имя св. апостола Онисима на стекольной Кужерской фабрике построена в 1868 г. купцами 1-й гильдии г. Казани Петром Анисимовичем Месетниковым и Андреем Михайловичем Хохряковым.

7. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построена в селе Шиньша в 1836 г.

8. Деревянная церковь в селе Петровское построена в 1828 г. на средства помещика Желтухина, освящена во имя свт. Петра митрополита Московского.

9. Деревянная церковь в селе Изи-Кугунур построена в 1828 г. на средства, отпущенные из казны, однопрестольная, освящена во имя Св. Николая Чудотворца.

10. Деревянная церковь в селе Уньжа.построена в 1895 г. на средства купца Варсонофия Григорьевича Белякова, однопрестольная, освящена во имя св. равноапостольного князя Владимира. Имелись также две церкви в с. Кинеры и в с. Кучык Энер, по которым данных нет.

 

 

Примечания

 

1. Янтемир М.Н. Описание Маробласти. Часть II, Моркинский кантон.

г. Краснококшайск, 1926.

2. Васин К.К. Марийская литература и искусство и народное творчество, Йошкар-Ола, 1966.

3. Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов среднего Поволжья, Чебоксары, 2000.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
60

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
53

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
56

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
763
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
571
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
566
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Все новости