История миссии
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет документов, которые могли бы пролить свет на начальный период его жизни до принятия монашества и на мотивы всех его перемещений в разные уголки огромной Российской империи.
Андрей Даниилович Бойков родился 20 октября 1847 года в д. Савино Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье крестьян Даниила Петровича и Вассы Федоровны Бойковых. Крестили его на следующий день после рождения; таинство Крещения совершил священник Николай Царевский в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка, к приходу которого с давних пор относилась деревня Савино.
В феврале 1878 года в возрасте 31 года Андрей Бойков поступил в Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. 23 декабря он был пострижен в монашество с именем Аверкий, в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского. 18 янва-ря 1880 года рукоположен во иеродиакона, а 21 февраля — во иеромонаха.
Далее он некоторое время послужил в Раифской пустыни и был переведен на Волынь. Как и его небесному покровителю, отцу Аверкию выпал жребий апо-стольского служения. 11 февраля 1883 года иеромонах Аверкий был переведён в Волынскую епархию и определен в число братии Кременецкого Богоявленского монастыря. 17 октября 1887 года, указом Волынской Духовной консистории, иеромонах Аверкий (Бойков) был поставлен исполняющим обязанности настоятеля Загоровского Рождество-Богородицкого монастыря, а 20 ноября указом Святейшего Синода утвержден в должности настоятеля обители. За ревностное служение на ниве Христовой 24 марта 1886 года отец Аверкий был награжден набедренником. 27 октября 1887 года он был утверждён пожизненным членом Палестинского Православного общества. 19 апреля 1888 года за содействие целям Холмского Свято-Богородицкого братства избран пожизненным членом с правом ношения на груди соответствующего знака.
1 сентября 1888 года иеромонах Аверкий (Бойков) был возведен в сан игумена и переведен на должность настоятеля Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря Иркутской епархии, где начался новый этап его служения, более других связанный с миссионерством. 12 ноября 1892 года архиепископом Иркутским и Нерчинским Тихоном (Троицким-Донебиным) определен наместником Иркутского Вознесенского Свято-Иннокентьевского монастыря. За устройство на Енаровских минеральных водах Пантелеимонова скита с церковью и богадельней на 10 человек 17 февраля 1873 года отцу Аверкию была объявлена благодарность епархиального начальства, а 8 августа 1893 года Советом общества восстановления Православного христианства на Кавказе он был избран пожизненным членом оного с правом ношения серебряного знака Святой Нины на фиолетовой ленте. В клировой ведомости Иркутского Вознесенского монастыря об отце Аверкии записано: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способен».
Во время встречи с протоиереем Иоанном Сергиевым, ныне прославленным Церковью как святой праведный Иоанн Кронштадтский, отец Аверкий совершал богослужения вместе с известным пастырем и получил от него в благословение икону «Распятие Христово». Данный образ был написан в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и освящён в кронштадтском Андреевском соборе. Вручая икону отцу Аверкию, святой праведный Иоанн напутствовал его следующими словами: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасёшься». Это событие произошло в апреле 1895 года.
Уже впоследствии, проживая в селе Семёновка, архимандрит Аверкий вёл переписку с епископом Забайкальским и Нерчинским Мелетием (Заборовским) о возращении ему образа и своём намерении преподнести икону верховному главнокомандующему в действующую армию, как благословение Иоанна Кронштадтского. Владыка Мелетий выразил согласие выслать икону в Семёновку, но по неизвестным причинам данное распоряжение не было выполнено.
Подаренная икона сохранилась до нынешних времён, и находится в церкви пророка Илии в Урлуке.
16 января 1896 года по благословению Георгия (Орлова), епископа Забайкальского и Нерчинского, он вновь вступил в обязанности настоятеля Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что под его руководством обитель развивалась: строились храмы, приходило множество паломников…
Странствия отца Аверкия по России на этом не кончились.
В 1898 году он служил корабельным священником на крейсерах «Память Меркурия» (Черноморский флот) и «Димитрий Донской» (Балтийский флот), а с 1899 года уже подвизается в Приморье, на территории Владивостокской епархии.
1899 год – это год образования новой епархии – Владивостокской и Камчатской, которую возглавил еп. Евсевий (Никольский). Возможно, он и пригласил игумена Аверкия с флотской службы к миссионерской деятельности, поскольку знал его по Иркутску, где он служил с 1893 по 1897 годы и был членом Иркутского комитета православного миссионерского общества.
В 1913 году архим. Аверкий возглавил Пуциловский миссионерский стан, который состоял из нескольких посёлков и имел деревянную церковь. Прихожан было более 1000 человек, здесь же проживало около 700 корейцев-язычников. При стане располагались две миссионерские школы, в которых обучалось 130 человек, одно училище Министерства просвещения, в котором отец Аверкий преподавал Закон Божий.
31 октября 1913 года на квартиру архимандрита Аверкия в Пуциловском миссионерском стане явились два молодых корейца, скрывавшие свои лица под масками. Не говоря ни слова, они сбили старца с ног и, схватив за горло, стали душить.
Отец Аверкий умолял нападавших пощадить его, просил их взять всё имущество, но перед ним были не грабители, а противники Церкви Христовой. Связав обливающемуся кровью священнику руки и ноги, они бросили его в подвал, закрыли крышкой, показав тем самым, что целью налёта был не грабеж, а нанесение телесных увечий, намерение погубить подвижника за проповедь Христова Евангелия среди язычников-корейцев.
После ухода нападавших отец Аверкий смог выбраться из подвала, добрался до квартиры псаломщика, а на другой день был отправлен в Никольско-Уссурийскую городскую больницу, где при медицинском освидетельствовании у него были обнаружены повреждения двух рёбер, ушиб спины, перелом переносицы, боли во всем теле и расстройство нервов.
Здоровью пожилого священника был нанесён непоправимый вред. В апреле 1914 года им было подано прошение архиепископу Евсевию с просьбой об освобождении от должности духовника XVIII благочиннического округа, а фактически это означало его просьбу об отпуске на покой. Просьбу архимандрита уважили с резолюцией: «Вывести за штат и почислить на покой с выражением Архипастырской благодарности за полезную и усердную службу за почти 15 лет, с занесением в служебный формулярный список».
Вследствие резко ухудшившегося состояния здоровья, он вернулся на родину, в Марийский край, и поселился в селе Семёновка, где с помощью прихожан выстроил себе небольшой домик. Вот как описывал отец Аверкий свою жизнь того периода в письме к архиепископу Владивостокскому Евсевию (Никольскому): «Живу я в селе Семёновка, на версту от деревни моей – родины – Савина, в своей келье. Обыкновенная русская изба на три комнаты … от Церкви в 30 саженях. … Топлю, варю сам, принять к себе человека избегаю неприятностей, расстройств больного сердца. Один я спокоен и доволен своим положением. Люди бывают каждый день, а особенно в праздники, и каждый хочет чем-нибудь угодить, и все есть у меня с запасом».
Несмотря на возраст, плохое состояние здоровья отец Аверкий продолжал свои миссионерские труды и на родине. Хотя он был за штатом, служил он 2-3 раза в месяц. Нередко его приглашали для совершения богослужений в Мироносицкую пустынь.
Он постоянно проповедовал, не переставал оплакивать совершенные грехи, искренне считая себя ниже всех и надеясь лишь на Бога, Которому приносил свое покаяние.
Вскоре архимандрит Аверкий стал известен как человек высокой духовной жизни: многие обращались к нему за советом и наставлением, его духовными чадами были клирики Царевококшайска, окрестных сёл и деревень, братия соседних монастырей. Существует предание, согласно которому наставлениями батюшки пользовался иеромонах Матфей (Швецов), ныне известный как преподобный Матфей Яранский – чудотворец и угодник Божий, почитаемый верующими Кировской области, Республики Марий Эл, других городов и весей России.
Послушание старчества отец Аверкий нёс с глубоким смирением. «Что не дольше живу, то больше увеличиваются мои посетители, кроме своих уже начинают появляться из Вятской губернии. … Ко мне окрестные жители несут свое горе, и моя келья как бы покои сиротских слез. Матери и жены солдат ждут моего слова, но оно иногда тупеет, я едва управляюсь успокаивать посе-тительниц своего убожества», – писал он в письме.
Очень скорбел он о происходившем в предреволюционное и послереволюционное время отпадении людей от веры и Церкви Христовой. «У нас в медвежьем углу распространилось безбожие. В 1915-м и 1916 годах шли здешние мужички на войну, почти все перебывали у меня на благословении и со слезами просили молиться о них. И что же теперь вижу, возвратились через год они домой, не признают Бога и надсмехаются над Церковью и духовенством. Ах, как тяжело смотреть на этих несчастных людей». Но, уповая на Бога, отец Аверкий писал: «Моя келья вмещает ежемесячно сотни печалей. Господи, пошли мне терпение и кротость. Да во славу Божию понесу это послушание до края могилы».
По примеру многих святых и подвижников благочестия архимандрит Аверкий (Бойков) непрестанно размышлял о смерти, готовился к ней, искренне оплакивая свои прегрешения. Он заранее сшил себе погребальные одежды, сплел лапти, в которых и завещал себя похоронить. Скончался архимандрит Аверкий (Бойков) 10 июля 1918 года. В соборном отпевании батюшки принимали участие 11 священников и 3 диакона, сотни людей пришли проститься с почившим подвижником. Похоронен отец Аверкий, согласно завещанию, в построенной им часовне за алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка.
В конце 1930-х годов часовня была разобрана. Новую атеистическую власть, конечно же, не устраивало почитание архимандрита Аверкия верующими, прибегавшими к молитвенному предстательству подвижника, что являлось видимым свидетельством славы Божией. Однако могилка старца чудом сохранилась.
Сегодня часовня обновлена. Каждый год в день памяти отца Аверкия 10 июля и в день его тезоименитства 22 октября (4 ноября) на могилке при стечении народа собором духовенства совершается панихида. И поныне архимандрит Аверкий (Бойков) не оставляет верующих своими молитвами, укрепляя тем самым их веру, подавая помощь в нуждах и утешение в скорбях.
Текст создан на основе статьи Ерошкина Ю.В.
Все новости раздела
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет документов, которые могли бы пролить свет на начальный период его жизни до принятия монашества и на мотивы всех его перемещений в разные уголки огромной Российской империи.
Андрей Даниилович Бойков родился 20 октября 1847 года в д. Савино Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье крестьян Даниила Петровича и Вассы Федоровны Бойковых. Крестили его на следующий день после рождения; таинство Крещения совершил священник Николай Царевский в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка, к приходу которого с давних пор относилась деревня Савино.
В феврале 1878 года в возрасте 31 года Андрей Бойков поступил в Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. 23 декабря он был пострижен в монашество с именем Аверкий, в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского. 18 янва-ря 1880 года рукоположен во иеродиакона, а 21 февраля — во иеромонаха.
Далее он некоторое время послужил в Раифской пустыни и был переведен на Волынь. Как и его небесному покровителю, отцу Аверкию выпал жребий апо-стольского служения. 11 февраля 1883 года иеромонах Аверкий был переведён в Волынскую епархию и определен в число братии Кременецкого Богоявленского монастыря. 17 октября 1887 года, указом Волынской Духовной консистории, иеромонах Аверкий (Бойков) был поставлен исполняющим обязанности настоятеля Загоровского Рождество-Богородицкого монастыря, а 20 ноября указом Святейшего Синода утвержден в должности настоятеля обители. За ревностное служение на ниве Христовой 24 марта 1886 года отец Аверкий был награжден набедренником. 27 октября 1887 года он был утверждён пожизненным членом Палестинского Православного общества. 19 апреля 1888 года за содействие целям Холмского Свято-Богородицкого братства избран пожизненным членом с правом ношения на груди соответствующего знака.
1 сентября 1888 года иеромонах Аверкий (Бойков) был возведен в сан игумена и переведен на должность настоятеля Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря Иркутской епархии, где начался новый этап его служения, более других связанный с миссионерством. 12 ноября 1892 года архиепископом Иркутским и Нерчинским Тихоном (Троицким-Донебиным) определен наместником Иркутского Вознесенского Свято-Иннокентьевского монастыря. За устройство на Енаровских минеральных водах Пантелеимонова скита с церковью и богадельней на 10 человек 17 февраля 1873 года отцу Аверкию была объявлена благодарность епархиального начальства, а 8 августа 1893 года Советом общества восстановления Православного христианства на Кавказе он был избран пожизненным членом оного с правом ношения серебряного знака Святой Нины на фиолетовой ленте. В клировой ведомости Иркутского Вознесенского монастыря об отце Аверкии записано: «Поведения весьма хорошего, к послушаниям способен».
Во время встречи с протоиереем Иоанном Сергиевым, ныне прославленным Церковью как святой праведный Иоанн Кронштадтский, отец Аверкий совершал богослужения вместе с известным пастырем и получил от него в благословение икону «Распятие Христово». Данный образ был написан в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга и освящён в кронштадтском Андреевском соборе. Вручая икону отцу Аверкию, святой праведный Иоанн напутствовал его следующими словами: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасёшься». Это событие произошло в апреле 1895 года.
Уже впоследствии, проживая в селе Семёновка, архимандрит Аверкий вёл переписку с епископом Забайкальским и Нерчинским Мелетием (Заборовским) о возращении ему образа и своём намерении преподнести икону верховному главнокомандующему в действующую армию, как благословение Иоанна Кронштадтского. Владыка Мелетий выразил согласие выслать икону в Семёновку, но по неизвестным причинам данное распоряжение не было выполнено.
Подаренная икона сохранилась до нынешних времён, и находится в церкви пророка Илии в Урлуке.
16 января 1896 года по благословению Георгия (Орлова), епископа Забайкальского и Нерчинского, он вновь вступил в обязанности настоятеля Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что под его руководством обитель развивалась: строились храмы, приходило множество паломников…
Странствия отца Аверкия по России на этом не кончились.
В 1898 году он служил корабельным священником на крейсерах «Память Меркурия» (Черноморский флот) и «Димитрий Донской» (Балтийский флот), а с 1899 года уже подвизается в Приморье, на территории Владивостокской епархии.
1899 год – это год образования новой епархии – Владивостокской и Камчатской, которую возглавил еп. Евсевий (Никольский). Возможно, он и пригласил игумена Аверкия с флотской службы к миссионерской деятельности, поскольку знал его по Иркутску, где он служил с 1893 по 1897 годы и был членом Иркутского комитета православного миссионерского общества.
В 1913 году архим. Аверкий возглавил Пуциловский миссионерский стан, который состоял из нескольких посёлков и имел деревянную церковь. Прихожан было более 1000 человек, здесь же проживало около 700 корейцев-язычников. При стане располагались две миссионерские школы, в которых обучалось 130 человек, одно училище Министерства просвещения, в котором отец Аверкий преподавал Закон Божий.
31 октября 1913 года на квартиру архимандрита Аверкия в Пуциловском миссионерском стане явились два молодых корейца, скрывавшие свои лица под масками. Не говоря ни слова, они сбили старца с ног и, схватив за горло, стали душить.
Отец Аверкий умолял нападавших пощадить его, просил их взять всё имущество, но перед ним были не грабители, а противники Церкви Христовой. Связав обливающемуся кровью священнику руки и ноги, они бросили его в подвал, закрыли крышкой, показав тем самым, что целью налёта был не грабеж, а нанесение телесных увечий, намерение погубить подвижника за проповедь Христова Евангелия среди язычников-корейцев.
После ухода нападавших отец Аверкий смог выбраться из подвала, добрался до квартиры псаломщика, а на другой день был отправлен в Никольско-Уссурийскую городскую больницу, где при медицинском освидетельствовании у него были обнаружены повреждения двух рёбер, ушиб спины, перелом переносицы, боли во всем теле и расстройство нервов.
Здоровью пожилого священника был нанесён непоправимый вред. В апреле 1914 года им было подано прошение архиепископу Евсевию с просьбой об освобождении от должности духовника XVIII благочиннического округа, а фактически это означало его просьбу об отпуске на покой. Просьбу архимандрита уважили с резолюцией: «Вывести за штат и почислить на покой с выражением Архипастырской благодарности за полезную и усердную службу за почти 15 лет, с занесением в служебный формулярный список».
Вследствие резко ухудшившегося состояния здоровья, он вернулся на родину, в Марийский край, и поселился в селе Семёновка, где с помощью прихожан выстроил себе небольшой домик. Вот как описывал отец Аверкий свою жизнь того периода в письме к архиепископу Владивостокскому Евсевию (Никольскому): «Живу я в селе Семёновка, на версту от деревни моей – родины – Савина, в своей келье. Обыкновенная русская изба на три комнаты … от Церкви в 30 саженях. … Топлю, варю сам, принять к себе человека избегаю неприятностей, расстройств больного сердца. Один я спокоен и доволен своим положением. Люди бывают каждый день, а особенно в праздники, и каждый хочет чем-нибудь угодить, и все есть у меня с запасом».
Несмотря на возраст, плохое состояние здоровья отец Аверкий продолжал свои миссионерские труды и на родине. Хотя он был за штатом, служил он 2-3 раза в месяц. Нередко его приглашали для совершения богослужений в Мироносицкую пустынь.
Он постоянно проповедовал, не переставал оплакивать совершенные грехи, искренне считая себя ниже всех и надеясь лишь на Бога, Которому приносил свое покаяние.
Вскоре архимандрит Аверкий стал известен как человек высокой духовной жизни: многие обращались к нему за советом и наставлением, его духовными чадами были клирики Царевококшайска, окрестных сёл и деревень, братия соседних монастырей. Существует предание, согласно которому наставлениями батюшки пользовался иеромонах Матфей (Швецов), ныне известный как преподобный Матфей Яранский – чудотворец и угодник Божий, почитаемый верующими Кировской области, Республики Марий Эл, других городов и весей России.
Послушание старчества отец Аверкий нёс с глубоким смирением. «Что не дольше живу, то больше увеличиваются мои посетители, кроме своих уже начинают появляться из Вятской губернии. … Ко мне окрестные жители несут свое горе, и моя келья как бы покои сиротских слез. Матери и жены солдат ждут моего слова, но оно иногда тупеет, я едва управляюсь успокаивать посе-тительниц своего убожества», – писал он в письме.
Очень скорбел он о происходившем в предреволюционное и послереволюционное время отпадении людей от веры и Церкви Христовой. «У нас в медвежьем углу распространилось безбожие. В 1915-м и 1916 годах шли здешние мужички на войну, почти все перебывали у меня на благословении и со слезами просили молиться о них. И что же теперь вижу, возвратились через год они домой, не признают Бога и надсмехаются над Церковью и духовенством. Ах, как тяжело смотреть на этих несчастных людей». Но, уповая на Бога, отец Аверкий писал: «Моя келья вмещает ежемесячно сотни печалей. Господи, пошли мне терпение и кротость. Да во славу Божию понесу это послушание до края могилы».
По примеру многих святых и подвижников благочестия архимандрит Аверкий (Бойков) непрестанно размышлял о смерти, готовился к ней, искренне оплакивая свои прегрешения. Он заранее сшил себе погребальные одежды, сплел лапти, в которых и завещал себя похоронить. Скончался архимандрит Аверкий (Бойков) 10 июля 1918 года. В соборном отпевании батюшки принимали участие 11 священников и 3 диакона, сотни людей пришли проститься с почившим подвижником. Похоронен отец Аверкий, согласно завещанию, в построенной им часовне за алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка.
В конце 1930-х годов часовня была разобрана. Новую атеистическую власть, конечно же, не устраивало почитание архимандрита Аверкия верующими, прибегавшими к молитвенному предстательству подвижника, что являлось видимым свидетельством славы Божией. Однако могилка старца чудом сохранилась.
Сегодня часовня обновлена. Каждый год в день памяти отца Аверкия 10 июля и в день его тезоименитства 22 октября (4 ноября) на могилке при стечении народа собором духовенства совершается панихида. И поныне архимандрит Аверкий (Бойков) не оставляет верующих своими молитвами, укрепляя тем самым их веру, подавая помощь в нуждах и утешение в скорбях.
Текст создан на основе статьи Ерошкина Ю.В.
Другие новости раздела
Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола Святая обитель
Плоды деятельности переводческой комиссии
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии Плоды деятельности
Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г. ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ Труды по
Популярные новости
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...
Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...