Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Монастыри Марийского края XVII–XVIII веков: источники, историография, проблемы изучения

Монастыри Марийского края XVII–XVIII веков: источники, историография, проблемы изучения

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2012 г.

 

ЕРОШКИН Юрий Витальевич,

научный сотрудник отдела истории МарНИИЯЛИ

 

Монастыри Марийского края XVII–XVIII веков: источники, историография, проблемы изучения

 

Периодизация истории монастырского строительства в Марийском крае в целом совпадает с хронологией истории Русской Православной Церкви. Она включает в себя периоды досинодальный (XVII в. – 1721), синодальный (1721-1918), советский (1918-1991), а также новейшее время, связанное с возрождением монашеской жизни на Марийской земле после образования в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Первый из указанных периодов является одним из самых малоисследованных, ему и посвящается настоящее сообщение.

Монастырскому строительству в Марийском крае способствовал целый ряд благоприятных условий. Прежде всего, это природа земли марийской с большим количеством лесов, что привлекало сюда монашествующих, искавших уединения в целях достижения духовного совершенства. В качестве примера можно привести предание, повествующее, что еще до взятия Казани на месте будущего Спасо-Юнгинского монастыря поселился «умоленник благочестивой жизни», который был почитаем местным населением. Во время похода на Казань этого старца посетил Иоанн Грозный, и тот предсказал государю: «Претерпишь много горя, будет тебе большая радость». После взятия столицы Казанского ханства царь, в благодарность Богу и из уважения к молитвеннику, приказал возвести в лесу постройку. Видя благочестивую жизнь старца, некоторые местные крестьяне пожелали жить вместе с ним. Так возникла Пустынь, основание которой предание относит к 80-м годам XVI века1.

Благоприятствовало монастырскому строительству и то, что в рассматриваемый период в Поволжье активно строились города, осваивались новые земли, что создавало возможности для открытия городских монастырей или подворий крупных обителей и архиерейских домов. При этом следует заметить, что хлопоты государства по освоению новых территорий совпадали со стремлением монашествующих к проповеди веры среди инородческого населения по слову Спасителя «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

По территориальному принципу монастыри Марийского края в этот период располагались, как и в последующее время, на горной и луговой его сторонах, а по статусу, как принято традиционно, делились на мужские и женские. Всего применительно к XVII-XVIII векам в границах территории нынешней Республики Марий Эл имеются сведения о восьми монастырях. Пять из них располагались на горной стороне, три – на луговой; шесть были мужскими, а два – женскими. К мужским относились Богоявленский Козьмодемьянский, Спасский Малоюнгинский (Спасо-Юнгинский), Покровский Большеюнгинский, Мироносицкий монастыри, Зосимо-Савватиевская пустынь, приписанная к Покровскому Большеюнгинскому монастырю, а также Тихвинская Мусьерская пустынь в селе Мусь на территории нынешнего Килемарского района, к женским – Вознесенский Козьмодемьянский и Троицкий Царевококшайский монастыри.

Среди монашеских обителей горной стороны Марийского края менее всего сведений к настоящему моменту выявлено о Козьмодемьянском мужском Богоявленском монастыре. Упоминания о нем встречаются в документах РГАДА, в фонде Спасо-Юнгинской обители, находящемся в ГА РМЭ, а в 2000 году эти данные были опубликованы в сборнике документов «Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков», вышедшем в Йошкар-Оле. Из этих источников, датированных 1699 годом, мы можем узнать, что монастырь располагался в Козьмодемьянске «за торгом», управлял обителью в то время архимандрит Евфимий, а ранее, в 1684 году,– архимандрит Амвросий2. Исходя из сана настоятелей монастыря, можно полагать, что Богоявленская обитель была основана несколько ранее. Например, архимандрития в Спасо-Юнгинском монастыре была введена в 1649 году, тогда как сама обитель основана в 1625-м3.

Сведений о Покровском Большеюнгинском монастыре также обнаружено немного. Он был основан в 1606-1607 годах4 в устье реки Большая Юнга, на землях Суздальско-Торусского архиерейского дома, к которому и был приписан. Поначалу обитель была названа в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, а в 1624-1625 годах уже именовалась Покровской 5. К 1649-1650 годам в монастыре действовали Покровская, Свято-Никольская (с приделом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова) церкви 6. К Покровской Большеюнгинской обители была приписана Зосимо-Савватиевская мужская пустынь, основанная неким старцем Гавриилом в Козьмодемьянском уезде на так называемой Красной (другое названье – Бабьей) горе7. Ее история также ждет своего исследования.

Данных о Козьмодемьянском Вознесенском женском монастыре выявлено несколько больше. Прежде всего, можно отметить сведения из фонда Смоленского собора города Козьмодемьянска, находящегося в ГА РМЭ. Из документов следует, что данная обитель была основана в 1626 году и располагалась в районе нынешнего Смоленского собора. На ее территории в разные годы действовали Вознесенская церковь, поначалу деревянная, с приделом в честь Архистратига Божия Михаила, храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (с 1678 года), строилась церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, располагавшаяся под колокольней и, по-видимому, так и не освященная, а в 1759 году – по благословению епископа Казанского и Свияжского Гавриила (Кременецкого), впоследствии митрополита, – был построен каменный Вознесенский храм. Монашеские келии находились за церковной оградой, а закрыт монастырь согласно документам был в 1767 году8.

Сведения о данной обители можно встретить и в дореволюционной литературе. В работах В.В. Зверинского и П.М. Строева9 говорится, что монастырь существовал в XVII веке, игумениями в нем были Евпраксия (1658), София (1663), Мария (1671).

О Вознесенской обители есть упоминания и в работе И.М. Покровского «К истории казанских монастырей до 1764 г.», и в «Известиях по Казанской епархии». Здесь говорится, что перед закрытием в монастыре было три храма (один из них под колокольней), 9 келий, проживали к тому времени в нем игумения (по другим данным – старшая монахиня), 8 монахинь; церковный причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря 10.

История Спасо-Юнгинского монастыря изучена подробнее, выявленная документальная база здесь более обширна. Прежде всего, отметим фонд данной обители в ГА РМЭ, большинство документов из которого опубликованы в книге А.Г. Иванова и Г.Н. Айплатова «Монастырская колонизация Марийского Поволжья. По материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1625-1764 гг.». Часть источников по истории монастыря можно найти в сборниках «Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков» и «История Марийского края в документах и материалах. Выпуск 1»11. Кроме того, исследователю сравнительно легко доступны книги об обители протоиерея Евфимия Малова, краеведа К.С. Рябинского, а также статья священника Михаила Кроковского «Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде»12. Данные тексты позволяют составить общее представление об истории монастыря, его роли в социокультурном развитии Козьмодемьянского уезда. Среди мало исследованных вопросов отметим сведения об организационном устройстве обители, ее настоятелях, разорении монастыря в 1764 году и гибели при этом ряда монашествующих во главе с архимандритом Сампсоном (возможно мы имеем здесь дело с первыми мучениками за веру на территории Марийского края). Представляет интерес и эпизод с избранием насельника Спасо-Юнгинской обители иеромонаха Антония Патриархом и отказом батюшки от высокого сана по состоянию здоровья, после чего Патриархом был поставлен Никон13.

Информация о монастырях луговой стороны Марийского края XVII-XVIII веков также далеко не полная. О Троицкой женской обители известно то, что существовала она в Царевококшайске, в районе нынешнего Троицкого храма. Дата основания монастыря неизвестна; но можно предположить, что построен он в период восстановления города после пожара 1697 года, в результате которого Царевококшайск был уничтожен практически полностью. Среди церквей обители выделяют деревянный Иоанно-Предтеченский храм14, Троицкую церковь, нижний этаж которой был построен в 1737 году, а верхний – в 1756-м 15. О насельницах монастыря можно найти упоминание в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», где говорится, что в обители проживали солдатские вдовы16, что весьма типично для того времени, так как в XVII-XVIII веках женские монастыри являлись также и центрами социальной благотворительности; в них находили приют, – а то и постригались в монашество, – вдовы служилых и посадских людей, девушки, оставшиеся без попечительства. Закрыта Троицкая обитель, согласно данным В.В. Зверинского, была в 1764 году17.

Мужская Мусерская Тихвинская (другое название – Царевосанчурская Тихвинская) пустынь располагалась в селе Мусь Царевосанчурского уезда Вятской губернии (ныне – территория Килемарского района Республики Марий Эл). Основана она в марте 1661 года18; 11 июля 1662 года царь Алексей Михайлович пожаловал обитель Триодью и Требником. Среди настоятелей монастыря известны Моисей (1661-1662), Сергий (1677), игумены Филарет, Варлаам (Миляев), Самуил, Захария, Димитрий. По данным В.В. Зверинского, Пустынь была приписана к Казанскому Спасо-Преображенскому монастырю, а затем отписана к Казанскому архиерейскому дому. Упразднена обитель, по имеющимся сведениям, в соответствии с указом от 6 февраля 172619. По данным И.М. Покровского, к моменту закрытия в ней располагались две церкви с тремя престолами, две братских келии, в которых проживали 1 монах, священник, диакон и пономарь20.

История Мироносицкой пустыни, в сравнении с другими монастырями Марийского края, изучена наиболее полно.

Этому способствует наличие достаточно обширного фонда документов в ГА РМЭ (Ф. 88), сведения об обители можно обнаружить также в фонде Царевококшайского Духовного правления (Ф. 165), среди материалов органов власти того времени.

Большую пищу для размышления дают вышедшее в 1896 году исследование по истории обители протоиерея Евфимия Малова21, ряд других изданий 22, а также публикации в «Известиях по Казанской епархии»23. Недостаточно исследованы при этом внутренняя жизнь монастыря, особенности совершения в нем богослужений, судьбы настоятелей обители XVII-XVIII веков, препятствием чему является невыявленность в настоящее время соответствующих источников.

В число вопросов, которые обычно рассматриваются при изучении истории того или иного монастыря, как правило, входят дата и обстоятельства его основания, местоположение, важнейшие события в жизни обители (строительство и освящение храмов, участие в значимых для страны событиях, пребывание в монастыре известных исторических лиц), описание святынь, библиотеки, школ, приютов и богаделен. Исследуются также организация жизни монастырей, обстоятельства их закрытия. В связи с вышеизложенным, можно сказать, что история Спасо-Юнгинской и Мироносицкой обителей описана более подробно, а по остальным монастырям происходит первоначальный сбор сведений. В то же время отметим, что наличие на территории Марийского края в XVII-XVIII веках, по меньшей мере, восьми монашеских обителей подтверждается источниками или историографией. Вполне вероятно, что введение в оборот новых архивных данных, изучение опубликованных до революции источников и дореволюционной историографии позволит осветить эту тему полнее и глубже.

 

Примечания

1 Рябинский К.С. Малоюнгинский монастырь (1627-1764). Казань, 1895. С. 4-5.

2 Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков. Йошкар-Ола, 2008. С. 129-136.

3 К 1625 году основание Спасо-Юнгинского монастыря относят протоиерей Евфимий Малов, историк и краевед С.М. Михайлов. Другой известный исследователь К.С. Рябинский считает датой открытия данной обители 1627 год. См. подробнее: Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация Марийского Поволжья. Йошкар-Ола, 2000. С. 4.

4 Именно в документе этого периода встречается первое известное ныне упоминание Никольского (Покровского) Большеюнгинского монастыря.

5 Жалованная царская грамота, выданная нижегородскому митрополиту Павлу на вотчинные его владения в Козьмодемьянском и Алатырском уездах // Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Новый документ о монастырской колонизации в Среднем Поволжье в XVII веке. «Марийский археографический вестник». 1999 (№ 9). С. 148.

6 Там же. С. 152.

7 Там же. С. 147-148.

8 ГА РМЭ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1. Лл. 2-4 об.

9 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 42-43; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 308.

10 Покровский И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 г. Приложения. С. 22-23. / «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете». Т. 18. Вып. 1-3. Казань, 1902; О вновь построенном и освященном в г. Козьмодемьянске, при Вознесенской церкви, особом храме в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Архистратига Михаила и св. Александра Невского // «Известия по Казанской епархии». 1873. № 2. С. 56-57; Епархиальная хроника. Архиерейские служения и обозрение епархии // «Известия по Казанской епархии». 1906. № 33. С. 1044.

11 См. например: Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков. Йошкар-Ола, 2008. С. 27-31, 42-43, 47-52, 53-59, 61-63, 80, 85, 96-97, 107-110, 112, 114-115, 159-160; История Марийского края в документах и материалах. Выпуск 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 157-159.

12 Малов Е.А. Малоюнгинская пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние. Казань,1892; Рябинский К.С. Малоюнгинский монастырь (1627-1764). Казань, 1895; Кроковский М. Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде // «Казанские губернские ведомости». 1849. № 33-34.

13 См. например: Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 2. СПб., 1892. С. 341. Избрание иеромонаха Антония Патриархом было совершено, согласно источникам, по жребию.

14 См. Попов В.А. Храмовый комплекс Царевококшайска в середине XVIII века // «Марийский архивный ежегодник», 2009. С. 214.

15 См. Попов В.А. Из истории Троицкой церкви Царевококшайска // «Марийский архивный ежегодник», 2010. С. 184.

16 Там же. С. 186.

17 Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 360.

18 Строев П.М. Указ. соч. С. 812.

19 О Тихвинской Мусьерской пустыни см.: Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 3. С. 96, а также статью в Википедии на сайте ru.wikipedia.org.

20 Покровский И.М. Указ. соч. Приложения. С. 15 / «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете». Т. 18. Вып. 1-3. Казань, 1902.

21 Малов Е.А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ея состояние. Казань, 1896.

22 Об истории Мироносицкого монастыря повествуют книги «О начале Мироносицкой пустыни», выдержавшая три издания (1841, 1865, 1871 годы) и «Мироносицкая пустынь, именуемая Святым местом» (1891, 1899 годы).

23 См. например: Посещение Владыкою Арсением Мироносицкой пустыни // «Известия по Казанской епархии». 1900. № 2. С. 64-71; Мироносицкая пустынь, именуемая «Святым местом // «Известия по Казанской епархии». 1901. № 10. С. 458-462; Церковное торжество на Святом месте // «Известия по Казанской епархии». 1909. № 35. С. 993-997.ТЕТЕРИН Дмитрий Васильевич, учитель латинского и греческого языков Гим назии им. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
140

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
112

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
126

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
1166
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
707
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
703
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости