История миссии
Монастыри Марийского края XVII–XVIII веков: источники, историография, проблемы изучения
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2012 г.
ЕРОШКИН Юрий Витальевич,
научный сотрудник отдела истории МарНИИЯЛИ
Монастыри Марийского края XVII–XVIII веков: источники, историография, проблемы изучения
Периодизация истории монастырского строительства в Марийском крае в целом совпадает с хронологией истории Русской Православной Церкви. Она включает в себя периоды досинодальный (XVII в. – 1721), синодальный (1721-1918), советский (1918-1991), а также новейшее время, связанное с возрождением монашеской жизни на Марийской земле после образования в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Первый из указанных периодов является одним из самых малоисследованных, ему и посвящается настоящее сообщение.
Монастырскому строительству в Марийском крае способствовал целый ряд благоприятных условий. Прежде всего, это природа земли марийской с большим количеством лесов, что привлекало сюда монашествующих, искавших уединения в целях достижения духовного совершенства. В качестве примера можно привести предание, повествующее, что еще до взятия Казани на месте будущего Спасо-Юнгинского монастыря поселился «умоленник благочестивой жизни», который был почитаем местным населением. Во время похода на Казань этого старца посетил Иоанн Грозный, и тот предсказал государю: «Претерпишь много горя, будет тебе большая радость». После взятия столицы Казанского ханства царь, в благодарность Богу и из уважения к молитвеннику, приказал возвести в лесу постройку. Видя благочестивую жизнь старца, некоторые местные крестьяне пожелали жить вместе с ним. Так возникла Пустынь, основание которой предание относит к 80-м годам XVI века1.
Благоприятствовало монастырскому строительству и то, что в рассматриваемый период в Поволжье активно строились города, осваивались новые земли, что создавало возможности для открытия городских монастырей или подворий крупных обителей и архиерейских домов. При этом следует заметить, что хлопоты государства по освоению новых территорий совпадали со стремлением монашествующих к проповеди веры среди инородческого населения по слову Спасителя «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).
По территориальному принципу монастыри Марийского края в этот период располагались, как и в последующее время, на горной и луговой его сторонах, а по статусу, как принято традиционно, делились на мужские и женские. Всего применительно к XVII-XVIII векам в границах территории нынешней Республики Марий Эл имеются сведения о восьми монастырях. Пять из них располагались на горной стороне, три – на луговой; шесть были мужскими, а два – женскими. К мужским относились Богоявленский Козьмодемьянский, Спасский Малоюнгинский (Спасо-Юнгинский), Покровский Большеюнгинский, Мироносицкий монастыри, Зосимо-Савватиевская пустынь, приписанная к Покровскому Большеюнгинскому монастырю, а также Тихвинская Мусьерская пустынь в селе Мусь на территории нынешнего Килемарского района, к женским – Вознесенский Козьмодемьянский и Троицкий Царевококшайский монастыри.
Среди монашеских обителей горной стороны Марийского края менее всего сведений к настоящему моменту выявлено о Козьмодемьянском мужском Богоявленском монастыре. Упоминания о нем встречаются в документах РГАДА, в фонде Спасо-Юнгинской обители, находящемся в ГА РМЭ, а в 2000 году эти данные были опубликованы в сборнике документов «Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков», вышедшем в Йошкар-Оле. Из этих источников, датированных 1699 годом, мы можем узнать, что монастырь располагался в Козьмодемьянске «за торгом», управлял обителью в то время архимандрит Евфимий, а ранее, в 1684 году,– архимандрит Амвросий2. Исходя из сана настоятелей монастыря, можно полагать, что Богоявленская обитель была основана несколько ранее. Например, архимандрития в Спасо-Юнгинском монастыре была введена в 1649 году, тогда как сама обитель основана в 1625-м3.
Сведений о Покровском Большеюнгинском монастыре также обнаружено немного. Он был основан в 1606-1607 годах4 в устье реки Большая Юнга, на землях Суздальско-Торусского архиерейского дома, к которому и был приписан. Поначалу обитель была названа в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, а в 1624-1625 годах уже именовалась Покровской 5. К 1649-1650 годам в монастыре действовали Покровская, Свято-Никольская (с приделом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова) церкви 6. К Покровской Большеюнгинской обители была приписана Зосимо-Савватиевская мужская пустынь, основанная неким старцем Гавриилом в Козьмодемьянском уезде на так называемой Красной (другое названье – Бабьей) горе7. Ее история также ждет своего исследования.
Данных о Козьмодемьянском Вознесенском женском монастыре выявлено несколько больше. Прежде всего, можно отметить сведения из фонда Смоленского собора города Козьмодемьянска, находящегося в ГА РМЭ. Из документов следует, что данная обитель была основана в 1626 году и располагалась в районе нынешнего Смоленского собора. На ее территории в разные годы действовали Вознесенская церковь, поначалу деревянная, с приделом в честь Архистратига Божия Михаила, храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (с 1678 года), строилась церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, располагавшаяся под колокольней и, по-видимому, так и не освященная, а в 1759 году – по благословению епископа Казанского и Свияжского Гавриила (Кременецкого), впоследствии митрополита, – был построен каменный Вознесенский храм. Монашеские келии находились за церковной оградой, а закрыт монастырь согласно документам был в 1767 году8.
Сведения о данной обители можно встретить и в дореволюционной литературе. В работах В.В. Зверинского и П.М. Строева9 говорится, что монастырь существовал в XVII веке, игумениями в нем были Евпраксия (1658), София (1663), Мария (1671).
О Вознесенской обители есть упоминания и в работе И.М. Покровского «К истории казанских монастырей до 1764 г.», и в «Известиях по Казанской епархии». Здесь говорится, что перед закрытием в монастыре было три храма (один из них под колокольней), 9 келий, проживали к тому времени в нем игумения (по другим данным – старшая монахиня), 8 монахинь; церковный причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря 10.
История Спасо-Юнгинского монастыря изучена подробнее, выявленная документальная база здесь более обширна. Прежде всего, отметим фонд данной обители в ГА РМЭ, большинство документов из которого опубликованы в книге А.Г. Иванова и Г.Н. Айплатова «Монастырская колонизация Марийского Поволжья. По материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1625-1764 гг.». Часть источников по истории монастыря можно найти в сборниках «Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков» и «История Марийского края в документах и материалах. Выпуск 1»11. Кроме того, исследователю сравнительно легко доступны книги об обители протоиерея Евфимия Малова, краеведа К.С. Рябинского, а также статья священника Михаила Кроковского «Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде»12. Данные тексты позволяют составить общее представление об истории монастыря, его роли в социокультурном развитии Козьмодемьянского уезда. Среди мало исследованных вопросов отметим сведения об организационном устройстве обители, ее настоятелях, разорении монастыря в 1764 году и гибели при этом ряда монашествующих во главе с архимандритом Сампсоном (возможно мы имеем здесь дело с первыми мучениками за веру на территории Марийского края). Представляет интерес и эпизод с избранием насельника Спасо-Юнгинской обители иеромонаха Антония Патриархом и отказом батюшки от высокого сана по состоянию здоровья, после чего Патриархом был поставлен Никон13.
Информация о монастырях луговой стороны Марийского края XVII-XVIII веков также далеко не полная. О Троицкой женской обители известно то, что существовала она в Царевококшайске, в районе нынешнего Троицкого храма. Дата основания монастыря неизвестна; но можно предположить, что построен он в период восстановления города после пожара 1697 года, в результате которого Царевококшайск был уничтожен практически полностью. Среди церквей обители выделяют деревянный Иоанно-Предтеченский храм14, Троицкую церковь, нижний этаж которой был построен в 1737 году, а верхний – в 1756-м 15. О насельницах монастыря можно найти упоминание в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», где говорится, что в обители проживали солдатские вдовы16, что весьма типично для того времени, так как в XVII-XVIII веках женские монастыри являлись также и центрами социальной благотворительности; в них находили приют, – а то и постригались в монашество, – вдовы служилых и посадских людей, девушки, оставшиеся без попечительства. Закрыта Троицкая обитель, согласно данным В.В. Зверинского, была в 1764 году17.
Мужская Мусерская Тихвинская (другое название – Царевосанчурская Тихвинская) пустынь располагалась в селе Мусь Царевосанчурского уезда Вятской губернии (ныне – территория Килемарского района Республики Марий Эл). Основана она в марте 1661 года18; 11 июля 1662 года царь Алексей Михайлович пожаловал обитель Триодью и Требником. Среди настоятелей монастыря известны Моисей (1661-1662), Сергий (1677), игумены Филарет, Варлаам (Миляев), Самуил, Захария, Димитрий. По данным В.В. Зверинского, Пустынь была приписана к Казанскому Спасо-Преображенскому монастырю, а затем отписана к Казанскому архиерейскому дому. Упразднена обитель, по имеющимся сведениям, в соответствии с указом от 6 февраля 172619. По данным И.М. Покровского, к моменту закрытия в ней располагались две церкви с тремя престолами, две братских келии, в которых проживали 1 монах, священник, диакон и пономарь20.
История Мироносицкой пустыни, в сравнении с другими монастырями Марийского края, изучена наиболее полно.
Этому способствует наличие достаточно обширного фонда документов в ГА РМЭ (Ф. 88), сведения об обители можно обнаружить также в фонде Царевококшайского Духовного правления (Ф. 165), среди материалов органов власти того времени.
Большую пищу для размышления дают вышедшее в 1896 году исследование по истории обители протоиерея Евфимия Малова21, ряд других изданий 22, а также публикации в «Известиях по Казанской епархии»23. Недостаточно исследованы при этом внутренняя жизнь монастыря, особенности совершения в нем богослужений, судьбы настоятелей обители XVII-XVIII веков, препятствием чему является невыявленность в настоящее время соответствующих источников.
В число вопросов, которые обычно рассматриваются при изучении истории того или иного монастыря, как правило, входят дата и обстоятельства его основания, местоположение, важнейшие события в жизни обители (строительство и освящение храмов, участие в значимых для страны событиях, пребывание в монастыре известных исторических лиц), описание святынь, библиотеки, школ, приютов и богаделен. Исследуются также организация жизни монастырей, обстоятельства их закрытия. В связи с вышеизложенным, можно сказать, что история Спасо-Юнгинской и Мироносицкой обителей описана более подробно, а по остальным монастырям происходит первоначальный сбор сведений. В то же время отметим, что наличие на территории Марийского края в XVII-XVIII веках, по меньшей мере, восьми монашеских обителей подтверждается источниками или историографией. Вполне вероятно, что введение в оборот новых архивных данных, изучение опубликованных до революции источников и дореволюционной историографии позволит осветить эту тему полнее и глубже.
Примечания
1 Рябинский К.С. Малоюнгинский монастырь (1627-1764). Казань, 1895. С. 4-5.
2 Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков. Йошкар-Ола, 2008. С. 129-136.
3 К 1625 году основание Спасо-Юнгинского монастыря относят протоиерей Евфимий Малов, историк и краевед С.М. Михайлов. Другой известный исследователь К.С. Рябинский считает датой открытия данной обители 1627 год. См. подробнее: Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация Марийского Поволжья. Йошкар-Ола, 2000. С. 4.
4 Именно в документе этого периода встречается первое известное ныне упоминание Никольского (Покровского) Большеюнгинского монастыря.
5 Жалованная царская грамота, выданная нижегородскому митрополиту Павлу на вотчинные его владения в Козьмодемьянском и Алатырском уездах // Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Новый документ о монастырской колонизации в Среднем Поволжье в XVII веке. «Марийский археографический вестник». 1999 (№ 9). С. 148.
6 Там же. С. 152.
7 Там же. С. 147-148.
8 ГА РМЭ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1. Лл. 2-4 об.
9 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 42-43; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 308.
10 Покровский И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 г. Приложения. С. 22-23. / «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете». Т. 18. Вып. 1-3. Казань, 1902; О вновь построенном и освященном в г. Козьмодемьянске, при Вознесенской церкви, особом храме в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Архистратига Михаила и св. Александра Невского // «Известия по Казанской епархии». 1873. № 2. С. 56-57; Епархиальная хроника. Архиерейские служения и обозрение епархии // «Известия по Казанской епархии». 1906. № 33. С. 1044.
11 См. например: Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков. Йошкар-Ола, 2008. С. 27-31, 42-43, 47-52, 53-59, 61-63, 80, 85, 96-97, 107-110, 112, 114-115, 159-160; История Марийского края в документах и материалах. Выпуск 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 157-159.
12 Малов Е.А. Малоюнгинская пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние. Казань,1892; Рябинский К.С. Малоюнгинский монастырь (1627-1764). Казань, 1895; Кроковский М. Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде // «Казанские губернские ведомости». 1849. № 33-34.
13 См. например: Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 2. СПб., 1892. С. 341. Избрание иеромонаха Антония Патриархом было совершено, согласно источникам, по жребию.
14 См. Попов В.А. Храмовый комплекс Царевококшайска в середине XVIII века // «Марийский архивный ежегодник», 2009. С. 214.
15 См. Попов В.А. Из истории Троицкой церкви Царевококшайска // «Марийский архивный ежегодник», 2010. С. 184.
16 Там же. С. 186.
17 Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 360.
18 Строев П.М. Указ. соч. С. 812.
19 О Тихвинской Мусьерской пустыни см.: Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 3. С. 96, а также статью в Википедии на сайте ru.wikipedia.org.
20 Покровский И.М. Указ. соч. Приложения. С. 15 / «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете». Т. 18. Вып. 1-3. Казань, 1902.
21 Малов Е.А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ея состояние. Казань, 1896.
22 Об истории Мироносицкого монастыря повествуют книги «О начале Мироносицкой пустыни», выдержавшая три издания (1841, 1865, 1871 годы) и «Мироносицкая пустынь, именуемая Святым местом» (1891, 1899 годы).
23 См. например: Посещение Владыкою Арсением Мироносицкой пустыни // «Известия по Казанской епархии». 1900. № 2. С. 64-71; Мироносицкая пустынь, именуемая «Святым местом // «Известия по Казанской епархии». 1901. № 10. С. 458-462; Церковное торжество на Святом месте // «Известия по Казанской епархии». 1909. № 35. С. 993-997.ТЕТЕРИН Дмитрий Васильевич, учитель латинского и греческого языков Гим назии им. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы.
Фотогалерея
Все новости раздела
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 16 мая 2012 г.
ЕРОШКИН Юрий Витальевич,
научный сотрудник отдела истории МарНИИЯЛИ
Монастыри Марийского края XVII–XVIII веков: источники, историография, проблемы изучения
Периодизация истории монастырского строительства в Марийском крае в целом совпадает с хронологией истории Русской Православной Церкви. Она включает в себя периоды досинодальный (XVII в. – 1721), синодальный (1721-1918), советский (1918-1991), а также новейшее время, связанное с возрождением монашеской жизни на Марийской земле после образования в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Первый из указанных периодов является одним из самых малоисследованных, ему и посвящается настоящее сообщение.
Монастырскому строительству в Марийском крае способствовал целый ряд благоприятных условий. Прежде всего, это природа земли марийской с большим количеством лесов, что привлекало сюда монашествующих, искавших уединения в целях достижения духовного совершенства. В качестве примера можно привести предание, повествующее, что еще до взятия Казани на месте будущего Спасо-Юнгинского монастыря поселился «умоленник благочестивой жизни», который был почитаем местным населением. Во время похода на Казань этого старца посетил Иоанн Грозный, и тот предсказал государю: «Претерпишь много горя, будет тебе большая радость». После взятия столицы Казанского ханства царь, в благодарность Богу и из уважения к молитвеннику, приказал возвести в лесу постройку. Видя благочестивую жизнь старца, некоторые местные крестьяне пожелали жить вместе с ним. Так возникла Пустынь, основание которой предание относит к 80-м годам XVI века1.
Благоприятствовало монастырскому строительству и то, что в рассматриваемый период в Поволжье активно строились города, осваивались новые земли, что создавало возможности для открытия городских монастырей или подворий крупных обителей и архиерейских домов. При этом следует заметить, что хлопоты государства по освоению новых территорий совпадали со стремлением монашествующих к проповеди веры среди инородческого населения по слову Спасителя «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).
По территориальному принципу монастыри Марийского края в этот период располагались, как и в последующее время, на горной и луговой его сторонах, а по статусу, как принято традиционно, делились на мужские и женские. Всего применительно к XVII-XVIII векам в границах территории нынешней Республики Марий Эл имеются сведения о восьми монастырях. Пять из них располагались на горной стороне, три – на луговой; шесть были мужскими, а два – женскими. К мужским относились Богоявленский Козьмодемьянский, Спасский Малоюнгинский (Спасо-Юнгинский), Покровский Большеюнгинский, Мироносицкий монастыри, Зосимо-Савватиевская пустынь, приписанная к Покровскому Большеюнгинскому монастырю, а также Тихвинская Мусьерская пустынь в селе Мусь на территории нынешнего Килемарского района, к женским – Вознесенский Козьмодемьянский и Троицкий Царевококшайский монастыри.
Среди монашеских обителей горной стороны Марийского края менее всего сведений к настоящему моменту выявлено о Козьмодемьянском мужском Богоявленском монастыре. Упоминания о нем встречаются в документах РГАДА, в фонде Спасо-Юнгинской обители, находящемся в ГА РМЭ, а в 2000 году эти данные были опубликованы в сборнике документов «Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков», вышедшем в Йошкар-Оле. Из этих источников, датированных 1699 годом, мы можем узнать, что монастырь располагался в Козьмодемьянске «за торгом», управлял обителью в то время архимандрит Евфимий, а ранее, в 1684 году,– архимандрит Амвросий2. Исходя из сана настоятелей монастыря, можно полагать, что Богоявленская обитель была основана несколько ранее. Например, архимандрития в Спасо-Юнгинском монастыре была введена в 1649 году, тогда как сама обитель основана в 1625-м3.
Сведений о Покровском Большеюнгинском монастыре также обнаружено немного. Он был основан в 1606-1607 годах4 в устье реки Большая Юнга, на землях Суздальско-Торусского архиерейского дома, к которому и был приписан. Поначалу обитель была названа в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, а в 1624-1625 годах уже именовалась Покровской 5. К 1649-1650 годам в монастыре действовали Покровская, Свято-Никольская (с приделом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова) церкви 6. К Покровской Большеюнгинской обители была приписана Зосимо-Савватиевская мужская пустынь, основанная неким старцем Гавриилом в Козьмодемьянском уезде на так называемой Красной (другое названье – Бабьей) горе7. Ее история также ждет своего исследования.
Данных о Козьмодемьянском Вознесенском женском монастыре выявлено несколько больше. Прежде всего, можно отметить сведения из фонда Смоленского собора города Козьмодемьянска, находящегося в ГА РМЭ. Из документов следует, что данная обитель была основана в 1626 году и располагалась в районе нынешнего Смоленского собора. На ее территории в разные годы действовали Вознесенская церковь, поначалу деревянная, с приделом в честь Архистратига Божия Михаила, храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (с 1678 года), строилась церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, располагавшаяся под колокольней и, по-видимому, так и не освященная, а в 1759 году – по благословению епископа Казанского и Свияжского Гавриила (Кременецкого), впоследствии митрополита, – был построен каменный Вознесенский храм. Монашеские келии находились за церковной оградой, а закрыт монастырь согласно документам был в 1767 году8.
Сведения о данной обители можно встретить и в дореволюционной литературе. В работах В.В. Зверинского и П.М. Строева9 говорится, что монастырь существовал в XVII веке, игумениями в нем были Евпраксия (1658), София (1663), Мария (1671).
О Вознесенской обители есть упоминания и в работе И.М. Покровского «К истории казанских монастырей до 1764 г.», и в «Известиях по Казанской епархии». Здесь говорится, что перед закрытием в монастыре было три храма (один из них под колокольней), 9 келий, проживали к тому времени в нем игумения (по другим данным – старшая монахиня), 8 монахинь; церковный причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря 10.
История Спасо-Юнгинского монастыря изучена подробнее, выявленная документальная база здесь более обширна. Прежде всего, отметим фонд данной обители в ГА РМЭ, большинство документов из которого опубликованы в книге А.Г. Иванова и Г.Н. Айплатова «Монастырская колонизация Марийского Поволжья. По материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1625-1764 гг.». Часть источников по истории монастыря можно найти в сборниках «Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков» и «История Марийского края в документах и материалах. Выпуск 1»11. Кроме того, исследователю сравнительно легко доступны книги об обители протоиерея Евфимия Малова, краеведа К.С. Рябинского, а также статья священника Михаила Кроковского «Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде»12. Данные тексты позволяют составить общее представление об истории монастыря, его роли в социокультурном развитии Козьмодемьянского уезда. Среди мало исследованных вопросов отметим сведения об организационном устройстве обители, ее настоятелях, разорении монастыря в 1764 году и гибели при этом ряда монашествующих во главе с архимандритом Сампсоном (возможно мы имеем здесь дело с первыми мучениками за веру на территории Марийского края). Представляет интерес и эпизод с избранием насельника Спасо-Юнгинской обители иеромонаха Антония Патриархом и отказом батюшки от высокого сана по состоянию здоровья, после чего Патриархом был поставлен Никон13.
Информация о монастырях луговой стороны Марийского края XVII-XVIII веков также далеко не полная. О Троицкой женской обители известно то, что существовала она в Царевококшайске, в районе нынешнего Троицкого храма. Дата основания монастыря неизвестна; но можно предположить, что построен он в период восстановления города после пожара 1697 года, в результате которого Царевококшайск был уничтожен практически полностью. Среди церквей обители выделяют деревянный Иоанно-Предтеченский храм14, Троицкую церковь, нижний этаж которой был построен в 1737 году, а верхний – в 1756-м 15. О насельницах монастыря можно найти упоминание в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», где говорится, что в обители проживали солдатские вдовы16, что весьма типично для того времени, так как в XVII-XVIII веках женские монастыри являлись также и центрами социальной благотворительности; в них находили приют, – а то и постригались в монашество, – вдовы служилых и посадских людей, девушки, оставшиеся без попечительства. Закрыта Троицкая обитель, согласно данным В.В. Зверинского, была в 1764 году17.
Мужская Мусерская Тихвинская (другое название – Царевосанчурская Тихвинская) пустынь располагалась в селе Мусь Царевосанчурского уезда Вятской губернии (ныне – территория Килемарского района Республики Марий Эл). Основана она в марте 1661 года18; 11 июля 1662 года царь Алексей Михайлович пожаловал обитель Триодью и Требником. Среди настоятелей монастыря известны Моисей (1661-1662), Сергий (1677), игумены Филарет, Варлаам (Миляев), Самуил, Захария, Димитрий. По данным В.В. Зверинского, Пустынь была приписана к Казанскому Спасо-Преображенскому монастырю, а затем отписана к Казанскому архиерейскому дому. Упразднена обитель, по имеющимся сведениям, в соответствии с указом от 6 февраля 172619. По данным И.М. Покровского, к моменту закрытия в ней располагались две церкви с тремя престолами, две братских келии, в которых проживали 1 монах, священник, диакон и пономарь20.
История Мироносицкой пустыни, в сравнении с другими монастырями Марийского края, изучена наиболее полно.
Этому способствует наличие достаточно обширного фонда документов в ГА РМЭ (Ф. 88), сведения об обители можно обнаружить также в фонде Царевококшайского Духовного правления (Ф. 165), среди материалов органов власти того времени.
Большую пищу для размышления дают вышедшее в 1896 году исследование по истории обители протоиерея Евфимия Малова21, ряд других изданий 22, а также публикации в «Известиях по Казанской епархии»23. Недостаточно исследованы при этом внутренняя жизнь монастыря, особенности совершения в нем богослужений, судьбы настоятелей обители XVII-XVIII веков, препятствием чему является невыявленность в настоящее время соответствующих источников.
В число вопросов, которые обычно рассматриваются при изучении истории того или иного монастыря, как правило, входят дата и обстоятельства его основания, местоположение, важнейшие события в жизни обители (строительство и освящение храмов, участие в значимых для страны событиях, пребывание в монастыре известных исторических лиц), описание святынь, библиотеки, школ, приютов и богаделен. Исследуются также организация жизни монастырей, обстоятельства их закрытия. В связи с вышеизложенным, можно сказать, что история Спасо-Юнгинской и Мироносицкой обителей описана более подробно, а по остальным монастырям происходит первоначальный сбор сведений. В то же время отметим, что наличие на территории Марийского края в XVII-XVIII веках, по меньшей мере, восьми монашеских обителей подтверждается источниками или историографией. Вполне вероятно, что введение в оборот новых архивных данных, изучение опубликованных до революции источников и дореволюционной историографии позволит осветить эту тему полнее и глубже.
Примечания
1 Рябинский К.С. Малоюнгинский монастырь (1627-1764). Казань, 1895. С. 4-5.
2 Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков. Йошкар-Ола, 2008. С. 129-136.
3 К 1625 году основание Спасо-Юнгинского монастыря относят протоиерей Евфимий Малов, историк и краевед С.М. Михайлов. Другой известный исследователь К.С. Рябинский считает датой открытия данной обители 1627 год. См. подробнее: Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация Марийского Поволжья. Йошкар-Ола, 2000. С. 4.
4 Именно в документе этого периода встречается первое известное ныне упоминание Никольского (Покровского) Большеюнгинского монастыря.
5 Жалованная царская грамота, выданная нижегородскому митрополиту Павлу на вотчинные его владения в Козьмодемьянском и Алатырском уездах // Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Новый документ о монастырской колонизации в Среднем Поволжье в XVII веке. «Марийский археографический вестник». 1999 (№ 9). С. 148.
6 Там же. С. 152.
7 Там же. С. 147-148.
8 ГА РМЭ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1. Лл. 2-4 об.
9 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 42-43; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 308.
10 Покровский И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 г. Приложения. С. 22-23. / «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете». Т. 18. Вып. 1-3. Казань, 1902; О вновь построенном и освященном в г. Козьмодемьянске, при Вознесенской церкви, особом храме в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Архистратига Михаила и св. Александра Невского // «Известия по Казанской епархии». 1873. № 2. С. 56-57; Епархиальная хроника. Архиерейские служения и обозрение епархии // «Известия по Казанской епархии». 1906. № 33. С. 1044.
11 См. например: Козьмодемьянск в конце XVI – начале XX веков. Йошкар-Ола, 2008. С. 27-31, 42-43, 47-52, 53-59, 61-63, 80, 85, 96-97, 107-110, 112, 114-115, 159-160; История Марийского края в документах и материалах. Выпуск 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 157-159.
12 Малов Е.А. Малоюнгинская пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ее состояние. Казань,1892; Рябинский К.С. Малоюнгинский монастырь (1627-1764). Казань, 1895; Кроковский М. Краткое описание Спасского монастыря, существующего на Малой Юнге в Козьмодемьянском уезде // «Казанские губернские ведомости». 1849. № 33-34.
13 См. например: Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 2. СПб., 1892. С. 341. Избрание иеромонаха Антония Патриархом было совершено, согласно источникам, по жребию.
14 См. Попов В.А. Храмовый комплекс Царевококшайска в середине XVIII века // «Марийский архивный ежегодник», 2009. С. 214.
15 См. Попов В.А. Из истории Троицкой церкви Царевококшайска // «Марийский архивный ежегодник», 2010. С. 184.
16 Там же. С. 186.
17 Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 2. С. 360.
18 Строев П.М. Указ. соч. С. 812.
19 О Тихвинской Мусьерской пустыни см.: Зверинский В.В. Указ. соч. Т. 3. С. 96, а также статью в Википедии на сайте ru.wikipedia.org.
20 Покровский И.М. Указ. соч. Приложения. С. 15 / «Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете». Т. 18. Вып. 1-3. Казань, 1902.
21 Малов Е.А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное ея состояние. Казань, 1896.
22 Об истории Мироносицкого монастыря повествуют книги «О начале Мироносицкой пустыни», выдержавшая три издания (1841, 1865, 1871 годы) и «Мироносицкая пустынь, именуемая Святым местом» (1891, 1899 годы).
23 См. например: Посещение Владыкою Арсением Мироносицкой пустыни // «Известия по Казанской епархии». 1900. № 2. С. 64-71; Мироносицкая пустынь, именуемая «Святым местом // «Известия по Казанской епархии». 1901. № 10. С. 458-462; Церковное торжество на Святом месте // «Известия по Казанской епархии». 1909. № 35. С. 993-997.ТЕТЕРИН Дмитрий Васильевич, учитель латинского и греческого языков Гим назии им. Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы.
Фотогалерея
Другие новости раздела
Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола Святая обитель
Плоды деятельности переводческой комиссии
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии Плоды деятельности
Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г. ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ Труды по
Популярные новости
Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...