История миссии
Приходское духовенство Марийского края в ХIХ веке (опыт характеристики)
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 23–24 мая 1998 г.
Матвеева Светлана Михайловна,
аспирант кафедры отечественной истории МарГУ
Приходское духовенство Марийского края в ХIХ веке
(опыт характеристики)
Из многообразия сословных групп населения Марийского края дооктябрьского периода несомненный интерес представляет и облик приходского духовенства. К сожалению, социальная структура духовенства и другие связанные с этим вопросы практически еще не были предметом специального изучения.
Хорошо известна культурно-просветительская роль местных священно и церковнослужителей.
В распоряжении исследователей имеется обширный архивный материал о приходах и приходском духовенстве в XIX в. Царевококшайского и Козьмодемьянского уездов(1). Основой для анализа послужили архивные источники — клировые ведомости, которые сохранились за многие годы, вплоть до нач. XX в.
Данные, приведенные в этих источниках, и позволяют дать ответ на ряд простых, но важных вопросов. Все приводимые ниже цифры касаются только священников. Изучение источников показало, что состав дьяконов, дьячков и пономарей церковного причта в рассматриваемый период приобретает все более случайный характер и поддается анализу с большим трудом. Кроме того, нами сделана попытка проследить рост церковного строительства на протяжении XIX в., его количественные характеристики.
На начало XIX в. в Царевококшайском уезде было 17 церковных приходов, а в конце XIX в. — 26. В Козьмодемьянском уезде, соответственно, в начале века — 22 прихода, а в конце — 47.
За столетие изменилось также и число священников. В Царевококшайском уезде на начало века насчитывалось 19 священников, в конце эта цифра возрастает до 37, в Козьмодемьянском, сответственно, в начале — 36, затем 52 священника. Этот рост связан с увеличением числа приходов, хотя следует отметить, что в целом население России в этот период росло быстрее.
На протяжении XIX в. подвергся значительным изменениям и образовательный уровень приходского духовенства. В 1807 г. 20 человек (55%) в Козьмодемьянском уезде прошли обучение в Казанской Духовной семинарии, 16 человек были из необучавшихся, то есть имели домашнее образование.
В середине XIX в. “наиболее типичной фигурой в сельском приходе был священник, учившийся в семинарии, но не закончивший полного курса”(2), так как до реформы 1842 г. каждый из 6 классов семинарии представлял собой самостоятельную ступень образования. Другой типичной фигурой среди духовенства середины XIX века был священник, получивший лишь начатки духовного образования, но много лет служивший.
В конце XIX века картина резко меняется. Большинство священников прошли обучение в Казанской духовной семинарии. Так, в 1899 г. из 37 священников Царевококшайского уезда 27 (72%) обучались именно там. В Козьмодемьянском уезде 38 священников (75%) из 52 закончили Казанскую Духовную семинарию или обучались там; 6 священников закончили Духовное училище. Но появились и священники с педагогическим образованием: 4 священника в Козьмодемьянском уезде и 4 священника в Царевококшайском были выпускниками учительских семинарий.
Священников с чисто светским образованием было немного. Один священник Царевококшайского уезда имел незаконченное среднее образование (городское училище) и один священник в Козьмодемьянском уезде обучался в реальном училище.
Уровень образованности городского и сельского духовенства отличался незначительно. Как в уездных городах, так и в сельских приходах большинство священников являлись выпускниками Духовной семинарии.
В целом просматривается следующая тенденция: образовательный уровень духовенства рос. Однако доля лиц, не получивших систематических знаний в учебных заведениях, была все же значительной. В пореформенные десятилетия уровень грамотности в России увеличивался быстро, и к началу XX в. около половины деревенских детей и практически все городские учились в школах. Как считает Казанский историк Липаков, “уровень образования духовенства рос медленнее, чем население в целом”(3). Что касается состава псаломщиков, то имеющиеся у нас данные показывают, что они по своему культурному уровню в конце XIX в. вообще мало отличались от крестьян.
Возрастной состав духовенства также дает немало данных для размышлений. В 1904 г. в Марийском крае 6 священников были моложе 25 лет; возраст одного из них составлял всего 22 года. Самый почтенный возраст имел протоиерей Павел Петрович Любимов. Выпускник Казанской семинарии, он был рукоположен в сан священника в 1855 году, с этого же года служил в селе Оринино Козьмодемьянского уезда до 1904 года. Анализ показывает, что наиболее многочисленная группа — священники от 26 до 40 лет. Меньшая численность священников более старших возрастов объясняется высокой смертностью. “Средний же возраст рукоположения в священники в казанской епархии в начале XX в. для выпускников Духовной семинарии составлял 25 лет, для выпускников других сверхсредних, средних учебных заведений — 32 года”(4). Наличие достаточно большого количества священников моложе 30 лет не всегда способствовало росту авторитета церкви. Таким молодым людям было трудно завоевать авторитет у крестьян. “В восточных православных церквях (Константинопольской, Антиохийской, а также в Болгарской) в конце XIX в. продолжало действовать правило, по которому священником можно было стать, только достигнув 30 лет”(5).
А как долго священники служили в приходах? Думается, что этот материал представляет немалый интерес. По данным 1899 года, в Царевококшайском уезде менее одного года служили 3 священника, от одного до пяти лет — 15 священников, от 6 до 10 лет — 7 священников. К 1899 году дольше других служил на одном месте Александр Николаевич Смирнов, “рукоположенный в сан священника в 1866 году”6, а с 1871 года принявший приход в селе Арино. В Козьмодемьянском уезде менее одного года в одном приходе не служил никто, от одного до пяти лет служили 19 священников, от 6 до 10 лет — 10 священников, от 11 до 15 — 9 священиков, от 16 до 20 — 8, от 20 до 30 — 3, свыше 30 — двое.
Безусловно, интересен вопрос и об участии священников в просвещении крестьянского населения. В частности, в Царевококшайском уезде в 1899 году 33 из 37 священников преподавали в местных школах и училищах, как законоучители; были среди них и помощники миссионеров, и члены Училищных Советов, и просто люди, тянувшиеся к просветительской деятельности. Следует отметить, что все приведенные цифры и сделанные на их основе наблюдения, являются результатом лишь первичного анализа данных, содержащихся в архивном фонде нашей республики, в основном в клировых ведомостях. Более глубокий анализ состава духовенства позволит сделать ценные выводы, весьма нужные при изучении и более важных вопросов.
Примечания
1 См. ГАРМЭ, ф. 80, ф. 172, ф. 165.
2 Липаков Е.В. Православное духовенство Казанской епархии. II половина XIX - начало XX в.в.: опыт характеристики. // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции “История и человек в богословии и церковной науке”. Казань, 1996.
3 Там же.
4 Справочная книга для Казанской епархии. Казань, 1904. С. 135.
5 Липаков Е.В. Там же. С. 168.
6 Справочная книга для Казанской епархии Царевококшайского и Козьмодемьянского уездов. Казань, 1899. С. 113.
Фотогалерея
Все новости раздела
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 23–24 мая 1998 г.
Матвеева Светлана Михайловна,
аспирант кафедры отечественной истории МарГУ
Приходское духовенство Марийского края в ХIХ веке
(опыт характеристики)
Из многообразия сословных групп населения Марийского края дооктябрьского периода несомненный интерес представляет и облик приходского духовенства. К сожалению, социальная структура духовенства и другие связанные с этим вопросы практически еще не были предметом специального изучения.
Хорошо известна культурно-просветительская роль местных священно и церковнослужителей.
В распоряжении исследователей имеется обширный архивный материал о приходах и приходском духовенстве в XIX в. Царевококшайского и Козьмодемьянского уездов(1). Основой для анализа послужили архивные источники — клировые ведомости, которые сохранились за многие годы, вплоть до нач. XX в.
Данные, приведенные в этих источниках, и позволяют дать ответ на ряд простых, но важных вопросов. Все приводимые ниже цифры касаются только священников. Изучение источников показало, что состав дьяконов, дьячков и пономарей церковного причта в рассматриваемый период приобретает все более случайный характер и поддается анализу с большим трудом. Кроме того, нами сделана попытка проследить рост церковного строительства на протяжении XIX в., его количественные характеристики.
На начало XIX в. в Царевококшайском уезде было 17 церковных приходов, а в конце XIX в. — 26. В Козьмодемьянском уезде, соответственно, в начале века — 22 прихода, а в конце — 47.
За столетие изменилось также и число священников. В Царевококшайском уезде на начало века насчитывалось 19 священников, в конце эта цифра возрастает до 37, в Козьмодемьянском, сответственно, в начале — 36, затем 52 священника. Этот рост связан с увеличением числа приходов, хотя следует отметить, что в целом население России в этот период росло быстрее.
На протяжении XIX в. подвергся значительным изменениям и образовательный уровень приходского духовенства. В 1807 г. 20 человек (55%) в Козьмодемьянском уезде прошли обучение в Казанской Духовной семинарии, 16 человек были из необучавшихся, то есть имели домашнее образование.
В середине XIX в. “наиболее типичной фигурой в сельском приходе был священник, учившийся в семинарии, но не закончивший полного курса”(2), так как до реформы 1842 г. каждый из 6 классов семинарии представлял собой самостоятельную ступень образования. Другой типичной фигурой среди духовенства середины XIX века был священник, получивший лишь начатки духовного образования, но много лет служивший.
В конце XIX века картина резко меняется. Большинство священников прошли обучение в Казанской духовной семинарии. Так, в 1899 г. из 37 священников Царевококшайского уезда 27 (72%) обучались именно там. В Козьмодемьянском уезде 38 священников (75%) из 52 закончили Казанскую Духовную семинарию или обучались там; 6 священников закончили Духовное училище. Но появились и священники с педагогическим образованием: 4 священника в Козьмодемьянском уезде и 4 священника в Царевококшайском были выпускниками учительских семинарий.
Священников с чисто светским образованием было немного. Один священник Царевококшайского уезда имел незаконченное среднее образование (городское училище) и один священник в Козьмодемьянском уезде обучался в реальном училище.
Уровень образованности городского и сельского духовенства отличался незначительно. Как в уездных городах, так и в сельских приходах большинство священников являлись выпускниками Духовной семинарии.
В целом просматривается следующая тенденция: образовательный уровень духовенства рос. Однако доля лиц, не получивших систематических знаний в учебных заведениях, была все же значительной. В пореформенные десятилетия уровень грамотности в России увеличивался быстро, и к началу XX в. около половины деревенских детей и практически все городские учились в школах. Как считает Казанский историк Липаков, “уровень образования духовенства рос медленнее, чем население в целом”(3). Что касается состава псаломщиков, то имеющиеся у нас данные показывают, что они по своему культурному уровню в конце XIX в. вообще мало отличались от крестьян.
Возрастной состав духовенства также дает немало данных для размышлений. В 1904 г. в Марийском крае 6 священников были моложе 25 лет; возраст одного из них составлял всего 22 года. Самый почтенный возраст имел протоиерей Павел Петрович Любимов. Выпускник Казанской семинарии, он был рукоположен в сан священника в 1855 году, с этого же года служил в селе Оринино Козьмодемьянского уезда до 1904 года. Анализ показывает, что наиболее многочисленная группа — священники от 26 до 40 лет. Меньшая численность священников более старших возрастов объясняется высокой смертностью. “Средний же возраст рукоположения в священники в казанской епархии в начале XX в. для выпускников Духовной семинарии составлял 25 лет, для выпускников других сверхсредних, средних учебных заведений — 32 года”(4). Наличие достаточно большого количества священников моложе 30 лет не всегда способствовало росту авторитета церкви. Таким молодым людям было трудно завоевать авторитет у крестьян. “В восточных православных церквях (Константинопольской, Антиохийской, а также в Болгарской) в конце XIX в. продолжало действовать правило, по которому священником можно было стать, только достигнув 30 лет”(5).
А как долго священники служили в приходах? Думается, что этот материал представляет немалый интерес. По данным 1899 года, в Царевококшайском уезде менее одного года служили 3 священника, от одного до пяти лет — 15 священников, от 6 до 10 лет — 7 священников. К 1899 году дольше других служил на одном месте Александр Николаевич Смирнов, “рукоположенный в сан священника в 1866 году”6, а с 1871 года принявший приход в селе Арино. В Козьмодемьянском уезде менее одного года в одном приходе не служил никто, от одного до пяти лет служили 19 священников, от 6 до 10 лет — 10 священников, от 11 до 15 — 9 священиков, от 16 до 20 — 8, от 20 до 30 — 3, свыше 30 — двое.
Безусловно, интересен вопрос и об участии священников в просвещении крестьянского населения. В частности, в Царевококшайском уезде в 1899 году 33 из 37 священников преподавали в местных школах и училищах, как законоучители; были среди них и помощники миссионеров, и члены Училищных Советов, и просто люди, тянувшиеся к просветительской деятельности. Следует отметить, что все приведенные цифры и сделанные на их основе наблюдения, являются результатом лишь первичного анализа данных, содержащихся в архивном фонде нашей республики, в основном в клировых ведомостях. Более глубокий анализ состава духовенства позволит сделать ценные выводы, весьма нужные при изучении и более важных вопросов.
Примечания
1 См. ГАРМЭ, ф. 80, ф. 172, ф. 165.
2 Липаков Е.В. Православное духовенство Казанской епархии. II половина XIX - начало XX в.в.: опыт характеристики. // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции “История и человек в богословии и церковной науке”. Казань, 1996.
3 Там же.
4 Справочная книга для Казанской епархии. Казань, 1904. С. 135.
5 Липаков Е.В. Там же. С. 168.
6 Справочная книга для Казанской епархии Царевококшайского и Козьмодемьянского уездов. Казань, 1899. С. 113.
Фотогалерея
Другие новости раздела
Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола Святая обитель
Плоды деятельности переводческой комиссии
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г. Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии Плоды деятельности
Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г. ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ Труды по
Популярные новости
Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...
Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...