Миссионерский отдел
Йошкар-Олинской и Марийской епархии
г.Йошкар-Ола
Вознесенская 81, к.329
Часы работы:
пн-птн 9-17

История миссии

Благотворительная деятельность монастырей марийского края в XVIII веке

Благотворительная деятельность монастырей марийского края в XVIII веке

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 15 мая 2003 г.

 

ПЕГЕНЕЕВА Ирина Анатольевна,

кандидат исторических наук,

старший преподаватель кафедр

отечественной истории МарГУ

 

Благотворительная деятельность монастырей

марийского края в XVIII веке

 

Общечеловеческие добродетели — милосердие и благотворительность — являлись одной из основных забот православных церквей и монастырей еще с момента принятия христианства на Руси, когда представители духовенства своими деяниями покровительствовали убогим, престарелым, сиротам, показывали пример личного благодеяния. Основание церквей и монастырей явилось началом систематического развития милосердия и благотворительности в Марийском крае в XVII-XVIII веках. С 1679 г. по всей России, в том числе и в Марийском крае, был установлен епархиальный сбор на содержание нищих. Приходы содержали и поддерживали инвалидов, престарелых и сирот. Монастыри России содержали больницы, создавали значительные запасы продовольствия, которые использовались в неурожайные годы (1). В первой четверти XVIII века благотворительность считалась необходимым условием жизнедеятельности монахов, о чем ярко свидетельствует Духовный регламент, принятый царем Петром I.

Монастырские власти в Марийском крае, как и по всей России, во исполнение царских указов обязаны были содержать на своем иждивении отставных военных, престарелых и увечных людей. Согласно указу Петра I от 12 апреля 1722 года приказано было содержать отставных офицеров, драгун и солдат, определенных в монастыри. В монастырях отставные солдаты могли жить со своими женами. Чем богаче был монастырь, тем больше в него направлялось военных. Высшие чины помещались в самые богатые монастыри. В монастырях Казанской епархии не встречалось чина выше майора. Монастыри Марийского края в XVIII веке тоже содержали отставных военных. Так, при Мироносицкой пустыни Царевококшайского уезда в 1727-1742 гг. проживали “армейский солдат” Анисим и “отставной боцман” Григорий Ерофеев, которым ежегодно выдавалось денежное жалование в размере от 1 руб. 50 коп. до 5 руб. 50 коп. К моменту секуляризации 1764 года при этой же пустыни находились двое военных: “лейб-гвардии Преображенского полку” отставной солдат Севастиан Стешин со своей женой и канонир второго полка Главной артиллерии Петр Никитин. Кроме того, при Спасо-Юнгинском монастыре Козьмодемьянского уезда в этот же период содержались отставной капрал гвардии Преображенского полка Михаил Асмеев сын Барышников со своей женой, бывший капрал Низовского полка Трофим Савастьянов, а также солдаты Иван Морозов, Александр Рахматулов, Фадей Андреев и Павел Софронов. Всем им полагалось ежегодное денежное и хлебное довольствие в размере от 3 рублей 66 копеек до 11 рублей 33 копеек, ржаной муки от 6 четвертей 3 четвериков и крупы по 3 четверти (2).

Присутствие в монастырях отставных военных солдат часто создавало серьезные проблемы, так как солдаты не хотели признавать власти игумена и не следили за своим поведением.

Духовные власти строго следили за выполнением царских указов, касающихся отставных солдат, определенных в монастыри.

Монастырская администрация ежемесячно должна была отправлять в духовную консисторию сведения “сколько в котором монастыре монахов и отставных афицеров и солдат, определенных на пропитание, и убылых монашеских денежных и хлебных порций в наличии состоять будет” (3).

Другим направлением благотворительной деятельности монастырей Марийского края являлось содействие в содержании учащихся Казанской духовной семинарии. В документах XVIII века сохранились сведения об отправке туда определенных денежных сумм и продовольствия. Так, в 1727 г. Мироносицкая пустынь направила в архиерейский Казенный приказ “школьникам на пропитание” 2 четверти ржи, 4 четверти овса и денег 2 руб. 80 коп. Из вотчины Спасо-Юнгинского монастыря в Казанскую духовную семинарию в 1739 г. были поставлены дрова “на топление школ”, а в 1757 г. “на пропитание студентов” даны “свиная туша” и деньги в размере 8 руб. (4).

Таким образом, небольшие обители Марийского края в XVII-XVIII вв. наряду с крупными российскими монастырями по мере сил и возможностей участвовали в благотворительной деятельности, поддерживали государство и часто определяли его дальнейшую политику, направленную на всеобщее распространение милосердия. Вполне возможно, что в голодные годы монастыри кормили из своих житниц людей, помогали встать на ноги разоренным крестьянским хозяйствам, давали ссуды зерном и деньгами.

 

Примечания

1 История и традиции милосердия и благотворительности в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1999. С. 5.

2 ГАРМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 2. Л. 118 об.-127 об.; Иванов А.Г. “Офицерские описи” Спасо-Юнгинского монастыря и Мироносицкой пустыни // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1995. Вып. 5. С. 140-162; Головина С.И. История Ежово-Мироносицкого монастыря (1647-1790 гг.). Йошкар-Ола, 1992. С. 25.

3 ГАРМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 4. Л. 36-36 об.

4 ГАРМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 2. Л. 114 об.; Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Монастырская колонизация Марийского Поволжья. По материалам Спасо-Юнгинского монастыря Козьмодемьянского уезда 1625-1764 гг. Йошкар-Ола, 2000. С. 391, 393, 394.

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница
03.06.2024
97

Святая обитель Царевококшайска. Игумения Маргарита — ее основательница и строительница

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Монахиня Рафаила (Зулина), храм преподобного Серафима Саровского, г. Йошкар-Ола   Святая обитель

Плоды деятельности переводческой комиссии
03.06.2024
77

Плоды деятельности переводческой комиссии

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 14-15 мая 2018 г.   Протоиерей Николай Чузаев, руководитель переводческой комиссии Марийской митрополии   Плоды деятельности

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность
03.06.2024
81

Труды по переводу православной литературы на марийский язык: история и современность

По материалам научно-богословской конференции "Христианское просвещение и русская культура" 18 мая 2016 г.   ФЕДОСЕЕВА Надежда Александровна, кандидат филологических наук, зав. отделом литературы МарНИИЯЛИ   Труды по

Все новости

Популярные новости

Утренние молитвы на марийском языке
23.12.2021
877
Аудио

Утренние молитвы на марийском языке

УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ...

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)
24.03.2022
633
История миссии

Марийский миссионер архимандрит Аверкий (Бойков)

Более ста лет прошло со дня смерти архимандрита Аверкия – нашего земляка, уроженца деревни Савино, перед революцией потрудившегося миссионером в Сибири и на Дальнем Востоке. Его биография в настоящее время имеет пробелы, поскольку сегодня нет ...

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию
27.10.2022
611
Новости

Экскурсоводы г. Йошкар-Олы повышают квалификацию

С 17 октября в Православном центре г. Йошкар-Олы работают курсы повышения квалификации для экскурсоводов города. Программа курса рассчитана на 72 аудиторных часа и подразумевает как лекционные занятия, так и самостоятельную работу слушателей. ...

Все новости